Повреждение автомобиля при эвакуации – это всегда нарушение правил эвакуации, то есть следствие некой технической ошибки лиц, производящих эвакуацию автомобиля.
По своей юридической природе подобные ошибки являются гражданским деликтом и подлежат гражданской ответственности в виде обязанности возмещения вреда владельцу поврежденного автомобиля.
Кто отвечает за вред
В конечном итоге виноватым всегда оказывается стрелочник. Применительно к эвакуации автомобиля конечным виновником окажется конкретное лицо, допустившее повреждение автомобиля. Однако отвечать это лицо будет не перед потерпевшим, а перед собственной организацией в порядке регресса.
Это означает, что требования по возмещению материального ущерба потерпевший адресует организации, сотрудники которой повредили автомобиль. А организация, в свою очередь, вправе предъявить требования в порядке регресса к виновному сотруднику, но только после того, как возместит ущерб владельцу автомобиля.
О том, что делать владельцу, если его автомобиль был поврежден при эвакуации, мы поговорим ниже.
Восстановление цепочки событий
Бытует мнение, что при обнаружении факта повреждения автомобиля владельцу следует обратиться в полицию. Со всей ответственностью заявляем, что в этом нет никакого смысла. Поскольку полиция не занимается и не будет заниматься выяснением, кто, кому и как причинил материальный ущерб, поскольку материальный ущерб, причиненный вне совершения уголовного преступления – это сфера гражданских правоотношений.
Поэтому рекомендуем не терять время на заявления в полицию, а действовать рационально. Для этого потребуется восстановить последовательность событий с момента начала эвакуации и до момента помещения автомобиля на штрафстоянку.
Фиксация повреждений
Первое, что необходимо предпринять – это зафиксировать наличие повреждений. С целью фиксации потребуется:
- произвести фотографирование повреждений;
- составить акт осмотра автомобиля в присутствии лица, ответственного на конкретном этапе за ваш автомобиль. Этим лицом может быть водитель эвакуатора (при повреждении непосредственно во время транспортировки) или ответственное лицо специальной стоянки;
- привлечь к составлению акта свидетелей в случае, если ответственное лицо отказывается подписывать акт осмотра. Потребуется дополнительно составить акт об отказе в подписании акта. С правилами составления этого вида актов вы можете ознакомиться в соответствующем материале нашего сайта.
Событие первое
Эвакуация автомобиля может иметь место в двух вариантах – при участии владельца и без его участия.
И в том, и в другом случае инициатор эвакуации (работник полиции или судебный пристав), составляют акт. Это может быть акт осмотра автомобиля или акт приема-передачи автомобиля – не суть важно. Главное, что акт составляется и в нем фиксируется состояние транспортного средства на момент его передачи в руки эвакуаторщиков.
Если владелец участвует при эвакуации, то один экземпляр передается ему, один остается у инициатора эвакуации, а третий вручается лицу, осуществляющему эвакуацию. Если же владелец не участвует в процессе эвакуации, то предназначающийся ему экземпляр остается у инициатора эвакуации.
Итак, акт станет первым звеном в цепочке событий. Именно акт будет подтверждением того, что на момент начала эвакуации автомобиль был неповрежденным. Получить экземпляр акта несложно. Надо будет лишь обратиться к должностному лицу, составившему его.
Событие второе
Мы еще раз напоминаем о цепочке событий. Первое звено – акт, составленный инспектором ГИБДД или судебным приставом, мы уже рассмотрели. Далее в цепочке событий идет доставка автомобиля на штрафную стоянку. Это звено цепи событий также оформляется актом приема-передачи автомобиля от лиц, осуществивших эвакуацию, лицу, ответственному за хранение.
Получить копию акта можно у менеджера стоянки или у любого лица, ответственного за прием автомобилей на стоянку.
Сразу предупредим, что фальсификация этого звена событий вполне возможна, и вы должны быть к этому готовы. То есть, не исключен факт, что в акте будет указано, что автомобиль был принят к эвакуации с повреждениями.
Разумеется, подобная фальсификация делается не от большого ума, но иногда такие варианты проходят, особенно если владелец автомобиля поверит Интернет-байкам о необходимости обращения с заявлением в полицию и о необходимости получения постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Если вы выполните нашу рекомендацию по восстановлению первого звена цепочки событий, то никакие фальсификации в последующих звеньях вам не страшны. Просто получите копию акта, что бы в нем ни было написано.
Анализ
Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.
Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.
Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.
- Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
- Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
- Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.
Оценка ущерба
Оценщиками являются физические лица — члены одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшие свою ответственность. Оценка проводится на основании договора (ст. ст. 4, 9 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Перед оценкой проводится осмотр транспортного средства, на который рекомендуется пригласить представителей организации (индивидуального предпринимателя или иного лица), эвакуировавшей транспортное средство либо представителя от штрафстоянки. Приглашение на осмотр рекомендуется делать посредством направления телеграммы с указанием даты, времени и места осмотра автомобиля не позднее чем за два-три рабочих дня до даты проведения оценки. Если представители организации не явятся, эксперт может осмотреть автомобиль без их участия.
Направление претензии
Сразу оговоримся, что претензия не является обязательным условием рассмотрения спора. Это свободная опция, дающая возможность получить возмещение ущерба во внесудебном порядке.
Если нет желания писать претензию, то можно сразу обратиться в суд.
В претензии укажите обстоятельства происшествия, сумму ущерба и требование возместить ущерб добровольно. Приложите отчет об оценке и копии актов. Если вы получили отказ от добровольного возмещения ущерба либо если не получили ответа вообще, обратитесь в суд с исковым заявлением.
Обращение в суд
В исковом заявлении, помимо всех обязательных реквизитов, потребуется указать:
- дату эвакуации автомобиля;
- условия, при которых были обнаружены повреждения автомобиля;
- сведения об имеющихся актах приема-передачи и акте осмотра автомобиля;
- сведения об оценке причиненного ущерба;
- сведения об иных расходах, так или иначе связанных с причинением повреждений автомобилю, например, расходов на оплату оценочной экспертизы, на гонорар адвокату и т.д.;
- собственно, просьбу к суду относительно взыскания с ответчика материального ущерба и судебных расходов.
К исковому заявлению необходимо приложить соответствующие документы, в том числе документ об уплате госпошлины (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ).
Размер госпошлины при подаче искового заявления составляет при цене иска (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):
— до 20 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
— от 20 001 руб. до 100 000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.;
— от 100 001 руб. до 200 000 руб. — 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.;
— от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. — 5 200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 000 руб.;
— свыше 1 000 000 руб. — 13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.
Исковое заявление следует подавать по месту нахождения ответчика в районный суд, если сумма ущерба превышает 50 000 руб., либо мировому судье, если сумма ущерба менее 50 000 руб. (ст. ст. 23, 24 ГПК РФ).
По результатам рассмотрения дела выносится решение и выдается исполнительный лист.