Какова ответственность за непристегнутого пассажира

Вопрос о том, кто несет ответственность за «непристегнутого» пассажира, относится к наиболее обсуждаемым в Интернете. Высказываются мнения о том, что водитель платит штраф и за пассажира, и за себя, о том, что пассажиры платят штраф сами за себя, а также о том, что штраф платят и водитель, и пассажир.

То есть существуют три основных версии, и самое важное, что все эти версии верны. О том, кто несет ответственность за «непристегнутого» пассажира и каковы виды этой ответственности, мы поговорим ниже.

Ремень безопасности

Само понятие ремня безопасности и механизм его действия достаточно четко регламентированы.

Так, ремнем безопасности признается приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства и которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения человека ограничением возможности перемещения его тела.

Как правило, ремни безопасности располагаются справа или слева в зависимости от кресла водителя. Ремни безопасности, которыми оборудованы автомобили, в большинстве случаев являются инерционными, что позволяет защитить пассажира, но при этом не создает дискомфорта во время движения.

Обязанность пристегиваться ремнями безопасности

Правила дорожного движения предусматривают обязанность водителей и пассажиров следить за тем, чтобы ремни безопасности были пристегнуты. Так, при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. В свою очередь при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры также обязаны быть пристегнутыми ими (п. п. 2.1.2, 5.1 ПДД).

Кто несет ответственность

Выше мы уже перечислили наиболее распространенные версии распределения ответственности за неиспользование ремней безопасности и отметили, что все версии, притом, что они противоречат друг другу, на самом деле являются правильными.

Дело в том, что водитель, в соответствии со ст. 12.6 КоАП РФ, обязан пристегиваться ремнем безопасности во время движения. Нарушение этого правила влечет за собой ответственность. Пассажир также, в соответствии со ст. 12.29 КоАП, обязан быть пристегнутым ремнем безопасности во время движения автомобиля и за нарушение этого правила также несет ответственность.

То есть и водитель, и пассажир в равной степени будут субъектами правонарушения, каждый по своей статье КоАП.

Однако существует еще и пункт 2.1.2 ПДД, в соответствии с которым водитель, обнаружив, что пассажир не пристегнут ремнем безопасности, обязан прекратить движение и потребовать, чтобы пассажир пристегнулся. Только после того, как требование будет исполнено, водитель вправе возобновить движение.

Именно пункт 2.1.2 ПДД и порождает наибольшее количество толкований, апологеты каждого из которых основываются в большей степени на собственном опыте, а не на букве закона. Так, некоторые утверждают, что никто водителя штрафовать не будет, а другие, получившие штраф за «непристегнутого», утверждают обратное.

Правда, как всегда, где-то посередине. Попробуем объяснить сложности юридической квалификации как можно проще.

Итак, мы имеем пункт 2.1.2 ПДД. Нарушение любого пункта ПДД – это правонарушение, подлежащее наказанию и по сути водитель несет ответственность за пассажира. Почему же тогда некоторых водителей штрафуют за «непристегнутого» пассажира», а некоторых – нет?

Дело в том, что и в административном, и в уголовном праве существует обязанность обвинения доказывать вину правонарушителя. Доказывание – это сложный процесс, в котором инспекторы ГИБДД не всегда сильны. А для того, чтобы обвинение водителя было обоснованным, следует доказать, что он видел «непристегнутого пассажира», имел возможность остановиться и потребовать от пассажира пристегнуться, но не сделал этого.

Доказать это практически невозможно, и если водитель решит обжаловать протокол и постановление, то они почти наверняка будут отменены, поскольку:

  • водитель может заявить, что на момент начала движения пассажир был пристегнут ремнем, и отстегнулся без ведома водителя уже во время движения;
  • водитель может заявить, что не мог выполнить требование по немедленной остановке, поскольку двигался по перекрестку либо по дороге, на которой остановка запрещена и т.д.

Упрощенно говоря, штраф за «непристегнутого» может быть выписан либо не очень опытным инспектором, который не задумывается о бремени доказывания, либо не очень уверенному в себе водителю, который не будет обжаловать постановление.

Виды ответственности

Автомобиль – это источник повышенной опасности, а участие в дорожном движении – это всегда риск, выражающийся в возможности совершения либо участия в ДТП. Дорожно-транспортное происшествие, в свою очередь, это всегда совокупность последствий, некоторые из которых могут быть тяжкими.

Если в результате ДТП будет причинен тяжкий вред здоровью пассажиров либо их гибель, то водитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ за неосторожное причинение вреда здоровью или жизни пассажиров.

И в данном случае мы опять остановимся на доказывании вины.

Под неосторожным преступлением понимаются неумышленные действия, вызвавшие тяжкие последствия при условии, что виновный, хотя и не имел умысла на совершение преступных действий, но знал или должен был знать о возможности их наступления и при этом самонадеянно полагал, что такие последствия не наступят. То есть подразумевается, что водитель должен знать, что «непристегнутый» в случае ДТП сможет пострадать.

Именно в этом моменте и есть основная загвоздка в доказывании вины водителей. Основная линия защиты, в данном случае такова – водитель прекрасно знал о возможных последствиях, но у него не было оснований полагать, что они наступят, поскольку пассажир на момент начала движения был пристегнут. И не существует ни одного пункта ПДД, который обязывал бы водителя следить не за движением по дороге, а за тем, накинут ли на пассажира ремень.

Исключением будут случаи перевозки в автомобиле:

  • детей в возрасте до 7 лет без использования специальных фиксирующих средств, например, детского кресла;
  • детей в возрасте от 7 до 11 лет на переднем сиденье автомобиля без использования специальных детских фиксирующих устройств либо на заднем сиденье без использования стандартных ремней безопасности.

В отношении детей директивно устанавливается обязанность водителя самостоятельно зафиксировать их перед началом движения способом, лишающим детей возможности освободиться от фиксации.

Подробнее ознакомиться с процедурой привлечения к уголовной ответственности водителей за нарушение ПДД в части правил перевозки детей вы можете ознакомиться в соответствующем материале нашего сайта.

При отсутствии тяжких последствий, либо при отсутствии последствий вообще, и к водителям, и к пассажирам применяются меры административного наказания.

Административная ответственность

За управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ст. 12.6 КоАП РФ).

За нарушение пассажиром правил дорожного движения, в частности п. 5.1 ПДД, предусмотрен штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ).

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии