В известной степени логотип и товарный знак — это схожие объекты, назначением которых является создание возможностей для идентификации и уникализации тех или иных производителей, а также выпускаемых ими товаров или услуг. То есть дифференциация понятий «логотип» и «товарный знак» производится в большей степени не по их целевому назначению, а по юридическим признакам.
Признаки логотипов
Чисто визуально логотип — это оригинальное стилизованное изображение, включающее в себя полное или частичное наименование того или иного предприятия либо группы товаров. На заре своего появления логотипы служили целям рекламы, выделяя рекламодателя из массы других производителей. В настоящее время сфера применения логотипа намного шире. Он призван не только выделять своего обладателя, но и символизировать его, закрепляя его имидж в уникальном изображении.
Виды логотипов по их дизайнерским признакам можно подразделить на:
- текстовые, то есть содержащие в себе цифры или буквы или цифры и буквы;
- символы, чаще именуемые иконками;
- текстово-символьные, сочетающие в себе и название и графический знак.
Для обладания правами на логотип не требуется его регистрация в Патентном ведомстве РФ, вполне достаточно стандартного договора с дизайнером (художником) на создание и последующее использование логотипа как произведения искусства.
Следует помнить, что логотип, как продукт творческой деятельности — это объект авторского права, а потому договор с создателем (разработчиком) логотипа должен включать в себя условия передачи имущественных прав и анонимного использования обозначения (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
Однако логотипы, не отвечающие признакам оригинальности и не несущие в себе признаков творческой деятельности его создателя, под закон о защите авторских прав подпадать не будут. То есть логотип, скачанный в Интернете и слегка адаптированный, не станет объектом авторского права.
При этом даже логотип, не являющийся объектом авторских прав, тем не менее будет объектом интеллектуальной собственности и, в соответствии с положениями Стокгольмской Конвенции от 14.07.1967 года, будет подпадать под защиту от недобросовестной конкуренции.
Таким образом, незаконное использование логотипа, не подпадающего под защиту авторского права, станет для собственника логотипа основанием:
- для обращения в ФАС РФ с заявлением о пресечении противоправных действий по незаконному использованию логотипа;
- для обращения в судебные органы с иском о возмещении причиненных незаконным использованием логотипа убытков.
Признаки товарного знака
Визуально товарные знаки (ТЗ) могут быть 3 видов, а именно:
- текстовые (буквы, цифры, буквы и цифры);
- символьные;
- графические;
- трехмерные (объемные).
Кроме того, существуют также виды товарных знаков невизуального ряда, а именно:
- звуковые (например, позывные радиостанций);
- обонятельные (в настоящее время в мире существует единственный зарегистрированный как товарный знак аромат— запах Bubble Gum);
- световые (ТЗ Майкрософт);
- комбинированные. Примером комбинированного товарного знака может быть логотип «Мосфильма».
В соответствии с положениями ст.ст. 1225, 1477 ГК РФ товарный знак — это одно из средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. К признакам таких средств относятся:
- наличие в них результатов творческого труда по созданию;
- предоставление им правовой охраны как объектам интеллектуальной собственности.
В силу положений ст. 1477 ГК РФ, а также Закона РФ «О товарных знаках…» для закрепления исключительных прав на товарный знак его владелец должен получить государственное свидетельство Патентного ведомства с внесением сведений о товарном знаке в реестр Роспатента.
В случае использования в товарном знаке названий известных в РФ научных или литературных произведений или цитат из них, а равно произведений искусства или фрагментов из них, потребуется заключить договор с правообладателями. В противном случае в регистрации будет отказано.
Итоги
Итак, дифференциация товарного знака от логотипа проводится по признаку необходимости в регистрации. Логотип, как мы уже сказали, в регистрации не нуждается, в то время как товарный знак должен быть зарегистрирован. Главное отличие – это то, что товарный знак проходит государственную регистрацию в Федеральном институте промышленной собственности.
Как следствие, товарный знак находится под защитой права интеллектуальной собственности, в то время как логотип лишь под охраной авторских прав, которыми обладает его создатель. Естественно, что в случае возникновения споров по принадлежности логотипа доказать свои права на него будет намного сложнее, чем права на товарный знак.
Следует отметить также следующие юридические отличия между логотипом и товарным знаком:
- на логотип не распространяются в полной мере имущественные права. Так, исключительные права на товарный знак, к примеру, можно продавать, передавать по договору займа или концессии, отчуждать иными способами;
- Российское законодательство вообще не использует понятия «логотип».
При желании логотип можно зарегистрировать в качестве товарного знака при условии, что он соответствует требованиям к объектам интеллектуальной собственности.