Требования к товарным знакам. Почему можно получить отказ в регистрации

Требования, предъявляемые законом к товарным знакам, содержатся в ст.ст. 1477-1509 параграфа 2 главы 76 ГК РФ. Регистрация товарного знака — это один из способов защиты права интеллектуальной собственности (ИС), а потому к товарному знаку предъявляются те же требования, что и к любому иному объекту ИС, включая требования по новизне. Помимо общих требований существует также и ряд специфических требований, близких по своим свойствам к требованиям к наименованиям ООО.

Ограничения по содержанию товарного знака

Однозначно не смогут пройти процедуру регистрации:

  • товарные знаки, содержащие в себе обозначения, имеющие широкое или всеобщее употребление и которые прямо указывают на тот или иной общеизвестный вид товара;
  • товарные знаки, содержащие в себе указание на свойства выпускаемой продукции;
  • товарные знаки, содержащие в себе обозначения, символизирующие ту или иную область деятельности;
  • товарные знаки, содержащие в своей описательной (письменной) части некие словесные символы, характерные для той отрасли промышленности, в которой функционирует потенциальный собственник товарного знака. Например, «Горчичник» для фармацевтической компании или «Доллар» для банковской структуры;
  • товарные знаки, содержащие государственную символику, включая словесные наименования стран, картографические изображения, флаги, звуковые и нотные знаки государственных гимнов и иные символы, являющиеся статусной принадлежностью государства;
  • товарные знаки, содержащие в себе государственные знаки отличия;
  • товарные знаки, противоречащие нормам общественной морали и общественным интересам;
  • товарные знаки, имеющие в себе символику международных организаций;
  • товарные знаки, содержащие в той или иной форме указания на объекты культурного наследия;
  • товарные знаки, содержащие в себе сведения о произведениях культуры и искусства или о достижениях науки;
  • товарные знаки производителей алкогольных напитков, содержащих в себе территориальные наименования происхождения напитков;
  • товарные знаки, которые по своему содержанию тождественны именам или псевдонимам известных лиц;
  • товарные знаки, способные ввести потребителей в заблуждение.

Ниже мы подробно рассмотрим каждый из видов существующих ограничений.

Ограничения по терминологии

Общеупотребительность терминов применительно к вопросам регистрации товарных знаков не имеет буквального значения. То есть для отказа в регистрации вполне достаточно, чтобы термин был известен специалистам в конкретной отрасли промышленности.

Ограничение по терминам связано с необходимостью недопущения ущемления интересов конкурирующих производителей в той же отрасли. Дело в том, что наличие исключительных прав на общеизвестный и общеупотребительный термин сделает невозможным его использование третьими лицами.

Однако если термин можно рассматривать как фантазийный (Баба-Яга, Золушка и т.д.), то, скорее всего, отказа в регистрации товарного знака отказано не будет.

Ограничения по описанию свойств товаров

Будет отказано в регистрации товарных знаков, содержащих в себе прямые или косвенные характеристики товара как на русском, так и на ином языке, включая:

  • вид продукции (хлеб, водка, колбаса и т.д.);
  • качество продукции («качество, проверенное временем», «премиум», «продукт высочайшего качества» и т.п.);
  • количественные характеристики продукции («тонна», «кварта», «литр», «грамм» и т.д. в полной или сокращенной форме);
  • назначение продукции («для гурманов», «для эстетов», «для детей» и т.д.);
  • наименования материалов либо сырья, из которых была произведена продукция («молочный», «шелковый» и т.д.);
  • ценностные свойства продукции («вкус настоящего шоколада», «настоящий сыр», «сосиски из мяса», «миллион рублей» и т.п.);
  • территориальные обозначения и топонимы, касающиеся места нахождения производства;
  • сведения о времени изготовления продукции («сегодняшнее пиво»);
  • сведения о способе производства ( «пельмени ручной лепки» и т.п.);
  • сведения о способе реализации товара («напрямую от производителя», «товар со склада» и т.п).

Исключения могут быть, например, следующими:

  • наименование «Север», «Nord», «Аляска», «Заполярье» и т.п. для холодильного оборудования без привязки к месту их производства;
  • «Тибет» для товаров, имеющих отношение, к примеру, к тибетской медицине, также без привязки к месту их производства и т.д.

Ограничения по изображению товара

Не могут быть зарегистрированы изображения формы товара, не имеющие особенностей, необходимых для выделения товара из общей массы (условие различительной способности).

Например, изображение плитки шоколада для компании, производящей шоколад, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду отсутствия различительной способности, необходимой для индивидуализации товара.

Государственная символика

Право на использование государственной символики в товарном знаке можно получить только с согласия Геральдического совета при Президенте РФ.

Ограничение объясняется тем, что наличие государственной символики способно предоставить владельцу товарного знака преимущества по отношению к производителям аналогичного товара и ввести в заблуждение потребителей.

Получить согласие геральдического совета могут только компании и организации, связанные с государственными структурами или выполняющие поставленные государством задачи.

ООН, ЕС, МОК, Интерпол и другие

Не подлежат регистрации товарные знаки, включающие в себя символику различных международных и межправительственных организаций либо символику, содержащую в себе элементы омофонии, дающей возможность воспринять товарный знак как имитацию символики международной организации.

В качестве примера отказа по признаку омофонии можно привести возражения олимпийского комитета РФ против регистрации товарного знака OLIMPBET. В основе решения Роспатента об отказе в регистрации лежит омофония, позволяющая ассоциировать товарный знак с олимпийскими играми. Дело в том, что в соответствии с Найробским Договором об охране олимпийской символики (26.09.1981 года), любое использование олимпийской символики в товарном знаке требует согласия МОК.

Знаки отличия

Не допускается регистрация товарных знаков, содержащих в себе некие знаки отличия, в той или иной степени указывающие на соответствие товара определенным стандартам.

Так, товарные знаки не могут содержать в себе:

  • знаки государственного контроля качества;
  • изображения клейм, используемых для пробирования или маркировки драгоценных металлов;
  • изображения государственных печатей;
  • изображения государственных наград и государственных знаков отличий.

Товарные знаки, способные ввести в заблуждение

Отказ в регистрации получат товарные знаки, чье содержание либо является ложным, либо способно ввести в заблуждение относительно качества товара, места его происхождения или наименования его производителя.

Как правило, товарные знаки, способные ввести в заблуждение, копируют либо имитируют некий раскрученный бренд, хорошо зарекомендовавший себя на рынке.

Товарные знаки, противоречащие нормам общественной морали или общественным интересам

Не подлежат регистрации товарные знаки, содержащие в себе:

  • непристойности;
  • призывы к экстремизму;
  • призывы либо одобрение вражды по признакам расы, вероисповедания и т.д.;
  • оскорбления чувств верующих;
  • намеренное коверкание языка или намеренное искажение орфографии.

Культурное наследие

Не подлежат регистрации товарные знаки, в состав (содержание) которых входят любые из объектов культурного наследия РФ, входящие в перечень Единого Государственного реестра, а именно:

  • строения и сооружения и территории, на которых они расположены (например, «Волго-Дон», «БАМ» и т.д.);
  • достопримечательности;
  • музеи, театры и иные культурные учреждения;
  • природные или искусственно созданные объекты (например «Байкал», «Саяны» и т.д.);
  • наименования исторических поселений, поименованных в Приказе № 418/339 Минкультуры РФ от 29.07.2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений»;
  • наименования скульптур, барельефов, мозаик и т.д.;
  • природные объекты (заповедники, национальные парки);
  • произведения искусства (без получения согласия владельцев авторских прав на использование названия произведения в товарном знаке;
  • объекты природы или творчества, входящие в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ограничения для производителей вин и спиртной продукции

В соответствии с международным договором TRIPS2 не могут быть зарегистрированы товарные знаки, содержащие в себе наименование территорий и местностей, которые позволили бы идентифицировать место производства вина и иной алкогольной продукции.

Например, использование в товарном знаке наименования «коньяк» может создать ложное представление о том, что спиртной напиток произведен во Франции, в регионе Шаранта.

Произведения науки и искусства

Исключена регистрация товарных знаков, содержащих в себе:

  • наименования широко известных на момент регистрации ТЗ литературных произведений, а равно цитат из них;
  • широко известных на момент регистрации ТЗ научных достижений;
  • имена персонажей и иные объекты, находящиеся под охраной авторского права.

Имена и псевдонимы известных лиц

Не допустимым для товарного знака считается использование в нем без согласия на то либо самого лица, либо его наследников:

  • подлинных имен публично известных лиц, либо их псевдонимов, либо имен и псевдонимов, тождественных известным лицам;
  • производных от подлинных имен известных лиц (уменьшительные или ласкательные имена);
  • производных от псевдонимов;
  • портретов известных лиц (в том числе карикатурных или стилизованных);
  • факсимиле известных лиц.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии