Как оформить инвалидность

Для установления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) в бюро МСЭ (ст. ст. 7, 8 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95). О том, что нужно сделать, чтобы оформить инвалидность, мы подробно расскажем ниже.

Получить направление на экспертизу или отказ в нем

Направление на МСЭ можно получить:

  • в медицинском учреждении — если после обследования и/или лечения и реабилитации было обнаружено, что у пациента возникло стойкое нарушение функций организма на фоне болезни, травмы или дефекта;
  • в отделении пенсионного фонда или соцзащиты — если имеются документы, которые смогут подтвердить наличие нарушений функции организма, возникшие на фоне болезни, травмы или дефекта.

В случае отказа в направлении на МСЭ вам выдадут справку, на основании которой вы можете самостоятельно подать документы на МСЭ (п. 19 Правил).

При этом организация, которая выдала направление или справку об отказе в направлении, обязана направить их в бюро МСЭ в электронном виде.

Пациент, получивший отказ или направление, может и сам передать документы на экспертизу (п. п. 19, 19(1) Правил; п. 32 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н).

Подготовить необходимые документы

Для прохождения МСЭ вам потребуются следующие документы (п. 24 Правил; п. п. 3, 28, 31, 34, 37, 90 Регламента):

  1. заявление о проведении МСЭ;
  2. документ, удостоверяющий личность, либо его заверенная копия;
  3. документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращении через представителя);
  4. направление на МСЭ или справка об отказе в направлении на МСЭ;
  5. медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности. В частности, для категории «инвалид с детства» — документы, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое приводило к стойким ограничениям жизнедеятельности до 18 лет;
  6. документы для установления в качестве причины инвалидности несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  7. заключение медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья вы не можете явиться в бюро МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.

В качестве документов, устанавливающих в качестве причины инвалидности несчастный случай или профессиональную патологию, должны быть представлены:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания;
  • или заключение госинспектора по охране труда о причинах повреждения здоровья;
  • или медицинское заключение о профессиональном заболевании;
  • или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Заявление подается в бюро МСЭ и должно содержать в себе следующие обязательные данные:

  1. наименование органа, куда адресуется заявление;
  2. данные заявителя или (в случае, если от имени заявителя действует законный представитель) законного представителя — ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес прописки или места пребывания;
  3. номер страхового счета (СНИЛС);
  4. просьбу провести экспертизу на дому или в стационаре, или заочно с указанием причины, почему явка на МСЭ невозможна (если нужно);
  5. информацию (в случае нуждаемости) о необходимости предоставления услуг тифлосурдо- или сурдопереводчика;
  6. номер телефона или электронной почты для связи;
  7. подпись, дату составления заявления;
  8. список приложенных документов.

Обратиться в бюро МСЭ и дождаться приглашения на МСЭ

Подать заявление в бюро МСЭ можно:

  • обратившись с заявлением и пакетом документов лично или через представителя;
  • подав заявление через единый портал Госуслуги.

Если заявление подано без необходимых документов, последние должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления (п. 79 Регламента).

По результатам рассмотрения представленных документов специалисты бюро МСЭ направят вам приглашение для проведения МСЭ с указанием даты, времени и места проведения МСЭ.

По закону приглашение может быть передано как в бумажном, так и в электронном виде (например, если заявление было направлено через портал Госуслуг), а также, с согласия заявителя, по телефону или посредством СМС.

Пройти МСЭ и получить решение

МСЭ может проводиться (п. 90 Регламента):

  • в бюро МСЭ по вашему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения вашего пенсионного дела, если вы выехали на постоянное жительство за пределы РФ;
  • на дому, если вы не можете явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья (при наличии заключения медицинской организации);
  • в стационаре, где вы находитесь на лечении;
  • заочно — по решению бюро.

МСЭ проводится бесплатно (п. 45 Регламента).

Справка. Условия для признания инвалидом

Для признания гражданина инвалидом должны соблюдаться следующие условия в совокупности (п. п. 5, 6 Правил):

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2) ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;

3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Вы (либо ваш представитель) вправе пригласить любого специалиста для участия в проведении МСЭ с правом совещательного голоса (п. 27(1) Правил).

Решение о признании инвалидом либо об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, и объявляется непосредственно после проведения МСЭ в присутствии данных специалистов, которые при необходимости дают разъяснения по содержанию решения (п. 28 Правил; п. п. 105, 107 Регламента).

Решение и необходимые по нему разъяснения направляются вам (п. п. 109, 110 Регламента):

  • в форме электронного документа посредством Единого портала госуслуг;
  • на бумажном носителе по почте в течение трех рабочих дней с даты принятия решения.

При проведении МСЭ ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации формируются в ваше личное дело МСЭ. Заверенные копии акта и протокола можно получить, обратившись в бюро МСЭ с письменным заявлением (п. п. 29, 29(1) Правил; п. 113 Регламента).

Получить справку об инвалидности и ИПРА

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации (абилитации) (ИПРА) могут быть выданы вам на руки или направлены заказным почтовым отправлением. ИПРА может быть оформлена также в форме электронного документа и направлена вам посредством Единого портала госуслуг (п. п. 119, 122 Регламента).

Для инвалида ИПРА имеет рекомендательный характер. Это значит, что инвалид может отказаться как от ее части (например, каких-то отдельных средств реабилитации), либо от ИПРА в целом.

О том, как быть, если вы не согласны с ИПРА, рассказано в соответствующем материале нашего сайта.

Если вам был выдан больничный, руководитель бюро или его заместитель делает в нем отметку о группе инвалидности и дате ее установления (п. 123 Регламента).

После прохождения МСЭ в Федеральный реестр инвалидов поступает соответствующая информация, в том числе номера и даты акта освидетельствования и протокола проведения МСЭ, а также сведения о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (ст. 5.1 Закона N 181-ФЗ; Концепция, утв. Распоряжением Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р; п. п. 23 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 12.10.2016 N 569н).

Связанные ситуации

Как проводится медико-социальная экспертиза для инвалидов, которые не могут явиться в бюро МСЭ? Узнать →

Как восстановить утраченную справку МСЭ об установлении инвалидности? Узнать →

Полезная информация по вопросу

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии