Лица, обратившееся за помощью в медицинское учреждение, получают статус пациентов. Они получают ряд прав. Права пациентов регламентируются множеством нормативных актов, включая Конституцию. Но главным законодательным актом является ФЗ «Об основах охраны здоровья» №323 от 21 ноября 2011 года.
Основные права пациентов
Знание своих прав позволяет эффективно их защитить. Это увеличивает вероятность получения качественных медицинских услуг.
Право на бесплатную медпомощь
Бесплатные медуслуги не могут замещаться платными. Нарушением является предложение об оплате бесплатных услуг. Однако пациенты, по желанию, могут получать платные услуги.
Право на выбор врача и медучреждения
Пациент имеет право выбирать поликлинику и врача, который будет его лечить. Но в последнем случае учитывается согласие врача. Человек имеет право на получение полной информации для совершения выбора: деятельность медучреждения, квалификация и опыт врача. Пациент может потребовать замену врача.
Право на информированное согласие
Перед любым вмешательством у пациента просят информированное согласие. Это согласие на действия врача, основанное на полной информации о целях вмешательства, методах, рисках, последствиях, результатах. Все сведения должен сообщить врач в форме, понятной для пациента. В процессе лечения пациент имеет право знакомиться с документами, касающимися его здоровья.
Право на получение консультации
Пациент может инициировать собрание консилиума и требовать консультацию профессионала. Однако в консилиуме могут отказать, если возможностей для организации нет.
Право на отказ от вмешательства
Отказ от медицинского вмешательства может быть полным или частичным. Во втором случае пациент отказывается от одной из предложенных манипуляций, принимая лечение в целом. Если человек решает отказаться от какого-либо вмешательства, врач обязан рассказать о возможных последствиях. Кроме того, отказ нужно отразить в медицинской документации. Если есть экстренные показания, при наличии угрозы жизни вмешательство выполняется без согласия пациента.
Право на обезболивание
Многие заболевания сопровождаются болевым синдромом. И хотя первичной целью лечения является устранение болезни и сохранение жизни, пациент имеет законодательное право на снятие боли. Медперсонал обязан всеми доступными способами облегчать боль.
Право на лечебное питание
При стационарном лечении пациент получает специальное питание. Диетическое питание входит в состав медицинской помощи.
Право на врачебную тайну
Сведения о состоянии здоровья пациента, его диагнозе и прочие данные, полученные в ходе обследования, являются врачебной тайной. Эта информация является конфиденциальной. Медработники не имеют право разглашать эти сведения без согласия больного.
Право на возмещение причиненного вреда
Если недобросовестность медработников повлекла за собой нанесение вреда здоровью пациента, виновные должны возместить причиненный ущерб в полном размере. В некоторых случаях виновного обязывают компенсировать моральный вред.
Право на допуск адвоката
Ослабленный пациент не всегда может защитить свои права самостоятельно. В этом случае он может вызвать юриста для обеспечения дополнительной защиты. И медучреждение не вправе отказать.
Право на допуск священнослужителя
Пациент имеет право претендовать не только на поддержку родных, но и на духовную поддержку. Медучреждение не может препятствовать посещению больного священнослужителями. Однако эти посещения не должны нарушать внутренний распорядок учреждения.