Новая мера должна помочь бороться с мошенниками.
Мошеннические схемы становятся все более сложными, а сами мошенники — все более изобретательными. Но даже если клиент сразу же понял, что перевел деньги со своей карточки мошеннику, звонок в банк поможет мало: перевод осуществлен добровольно, принуждения к оплате сомнительной услуги не было, а значит, ответственность за то, куда ушли деньги, банк не несет.
Кроме того, существующее законодательство позволяет оспаривать транзакцию только до момента, когда деньги поступили получателю на счет. Если учесть, что огромная часть операций по счетам проходит практически мгновенно — шансы на успех могут быть мизерными. И банк преспокойно выдает деньги со счета мошеннику, а их законный владелец остается с пожеланием обращаться в правоохранительные органы и пустым карманом.
На днях банки предложили решение, которое может помочь владельцам счетов сохранить свои деньги, даже если они уже переведены на сомнительный счет. Разберемся, в чем суть.
Что будут делать клиенты
Сейчас заблокировать транзакцию, даже если клиент успел «поймать» деньги до момента, как они оказались на счету мошенников, можно на 5 дней.
Законопроект, а, по сути, поправки в закон о национальной платежной системе, который разработала Ассоциация банков «Россия», предлагает установить возможность двадцатипятидневной блокировки операции, проведенной по счету клиента, если ему кажется, что он перевел деньги мошенникам. Для этого клиент должен будет отправить в банк соответствующее заявление в срок не позднее суток с момента перечисления денег на счет подозрительного лица или организации.
Срок блокировки будет составлять 25 дней.
Что будут делать банки
Получив от клиента запрос на блокировку, банк, согласно законопроекту, должен будет предпринять следующие меры:
- если получателю деньги еще не дошли, то операция будет приостановлена;
- если деньги уже оказались на счету получателя, то будут заблокированы все расходные операции по данному счету — или сумма, равная оспариваемой. Например, если на счету мошенника лежит 500 000 рублей, а клиент банка, заявивший о мошенничестве, перевел ему 200 000 рублей, то «увести» со счета именно эти 200 000 рублей мошенник и не сможет;
- если получатель уже успел снять деньги и остаток по счету оказался меньше оспариваемой суммы, то будет заблокирован и этот остаток, и зачисления средств на карту до момента, пока сумма на ней не окажется равна или больше оспариваемой.
Что будет делать получатель
Получившим деньги лицу или организации потребуется предоставить документы, подтверждающие операцию. На это им будет отведено 5 дней. Варианта развития событий в этом случае может быть три:
- подтверждающие документы не будут представлены, и банк возвратит деньги на счет их отправителя;
- документы будут представлены, и банк зачислит деньги на счет, но снять их можно будет только спустя оставшиеся 20 дней этого своеобразного периода ожидания;
- получатель направит заявление о том, что деньги ему были перечислены ошибочно. В этом случае банк также вернет их отправителю.
Если получатель — мошенник
Если выяснится, что получателем средств все-таки оказался мошенник, то банк направит представленные им документы клиенту, и тот сможет потом обратиться с ними в суд. Помимо этого банк сообщит клиенту:
- фамилию, имя, отчество и местожительство получателя — если это физлицо;
- полное наименование, адрес и ОГРН организации — если это юрлицо.
В случае если суд примет решение в пользу клиента, отправившего деньги, эти данные помогут ускорить возврат средств.
Немного статистики
Только за первые шесть месяцев текущего года, сообщает Центробанк, мошенникам удалось провести более 360 000 операций со счетами и похитить у клиентов банков более 4 миллиардов рублей. Вернуть клиентам смогли всего 485 000 000 рублей, что составляет чуть более 12%. Если же будет введена предложенная Ассоциацией мера, объем возврата может вырасти до 30%.
Как показывает статистика, получив деньги, мошенники не «маринуют» их на счетах: в 97% случаев наличные снимаются со счета уже в первые 2-3 часа.
Впрочем, пока другие банки восприняли инициативу осторожно. Да, безопасность переводов повышать следует, но переводы по-прежнему должны оставаться простыми и быстрыми для добросовестных клиентов, и не затратными — для банков, которые в случае необоснованных запросов клиентов могут оказаться перед риском издержек на сопровождение процесса урегулирования возникшего «недопонимания».
Помимо этого следует и тщательно оговорить вопрос с раскрытием третьему лицу персональных данных, ведь если будет иметь место необоснованное раскрытие информации, банки снова окажутся в зоне риска, только уже перед законом.