Теперь вместо штрафов можно будет требовать снижения оплаты коммуналки.
Еще недавно у потребителей коммунальных услуг была возможность наказать их поставщика или управляющую компанию штрафом в случае, если услуги будут оказаны некачественно. Теперь же этого рычага воздействия население лишают — соответствующий законопроект уже находится на обсуждении в Госдуме и наверняка скоро будет принят. Как же теперь наказывать УК и поставщиков коммунальных ресурсов? Расскажем ниже.
Что за изменения
Законопроект вносит изменения в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса.
Статья 157 (пункт 4), в частности, предусматривает, что в случае, если организация, оказывающая коммунальные услуги, не выполняет качественно возложенную на нее договором об оказании коммунальных услуг обязанность, то к ней может быть применена мера наказания в виде штрафа. Порядок и размер штрафа определяет правительство РФ.
В соответствии с новым законом из статьи этот пункт исчезает. Теперь если управляющая компания или поставщик ресурсов оказывает услуги некачественно, граждане могут потребовать перерасчет платы за коммуналку — то есть просить о ее снижении.
Так что же лучше?
Как рассказали авторы проекта, отказ от штрафа должен пойти только на пользу гражданам. Добиваться их от управляющей компании труднее, времени уходит больше, да и вообще не идет на пользу. Оштрафованные поставщики часто компенсируют потери денег снижением объема оказанных услуг, в чем они признаются сами. Там полы не домоют, там лампочку в подъезд не вкрутят, а все из-за того, что заплатили штраф.
В общем, как оказывается, штрафовать УК себе дороже. То ли дело перерасчитать плату за коммунальные услуги. Платите меньше — и дело с концом. Притом, граждане, если уж так сильно захотят, по-прежнему смогут обращаться с исковыми заявлениями в суд, который сможет наложить на компанию штраф. Этого им никто не запрещает.
Но и перерасчет — тоже дело непростое, ведь доказывать факт некачественно предоставленных услуг все равно придется. И теперь коммунальщикам будет выгодно отправлять граждан в суд — не каждый пойдет, не каждый готов тратить время и деньги, не каждый способен отстоять свои права.
Вот только сфера ЖКХ, если уж говорить начистоту, находится в сомнительном топе по числу жалоб на некачественное оказание услуг. И противники инициативы указывают на это и говорят, что штрафы наоборот, надо повышать, чтобы управляющие компании и поставщики относились строже к выполнению своих обязанностей.
Пока непонятно, каким образом и кто будет определять коэффициенты перерасчета. Ведь совершенно очевидно, что такой важный вопрос требует детальной проработки. Иначе при «хотели, как лучше» снова получится «вышло, как всегда».