Штрафы за некачественные ЖКУ отменяются

Теперь вместо штрафов можно будет требовать снижения оплаты коммуналки.

Еще недавно у потребителей коммунальных услуг была возможность наказать их поставщика или управляющую компанию штрафом в случае, если услуги будут оказаны некачественно. Теперь же этого рычага воздействия население лишают — соответствующий законопроект уже находится на обсуждении в Госдуме и наверняка скоро будет принят. Как же теперь наказывать УК и поставщиков коммунальных ресурсов? Расскажем ниже.

Что за изменения

Законопроект вносит изменения в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса.

Статья 157 (пункт 4), в частности, предусматривает, что в случае, если организация, оказывающая коммунальные услуги, не выполняет качественно возложенную на нее договором об оказании коммунальных услуг обязанность, то к ней может быть применена мера наказания в виде штрафа. Порядок и размер штрафа определяет правительство РФ.

В соответствии с новым законом из статьи этот пункт исчезает. Теперь если управляющая компания или поставщик ресурсов оказывает услуги некачественно, граждане могут потребовать перерасчет платы за коммуналку — то есть просить о ее снижении.

Так что же лучше?

Как рассказали авторы проекта, отказ от штрафа должен пойти только на пользу гражданам. Добиваться их от управляющей компании труднее, времени уходит больше, да и вообще не идет на пользу. Оштрафованные поставщики часто компенсируют потери денег снижением объема оказанных услуг, в чем они признаются сами. Там полы не домоют, там лампочку в подъезд не вкрутят, а все из-за того, что заплатили штраф.

В общем, как оказывается, штрафовать УК себе дороже. То ли дело перерасчитать плату за коммунальные услуги. Платите меньше — и дело с концом. Притом, граждане, если уж так сильно захотят, по-прежнему смогут обращаться с исковыми заявлениями в суд, который сможет наложить на компанию штраф. Этого им никто не запрещает.

Но и перерасчет — тоже дело непростое, ведь доказывать факт некачественно предоставленных услуг все равно придется. И теперь коммунальщикам будет выгодно отправлять граждан в суд — не каждый пойдет, не каждый готов тратить время и деньги, не каждый способен отстоять свои права.

Вот только сфера ЖКХ, если уж говорить начистоту, находится в сомнительном топе по числу жалоб на некачественное оказание услуг. И противники инициативы указывают на это и говорят, что штрафы наоборот, надо повышать, чтобы управляющие компании и поставщики относились строже к выполнению своих обязанностей.

Пока непонятно, каким образом и кто будет определять коэффициенты перерасчета. Ведь совершенно очевидно, что такой важный вопрос требует детальной проработки. Иначе при «хотели, как лучше» снова получится «вышло, как всегда».

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии