В данном возмещении гражданину могут отказать по трем причинам.
Сформирован механизм возмещения вреда, который был нанесен гражданам из-за неоказания или недобросовестного оказания соцуслуги. Он введен в применение правительственным постановлением от 07.07.2021 года № 1127. Речь идет об услугах в области образования, соцзащиты, здравоохранения, санаторно-курортного лечения, туризма и др.
Если имела место такая проблема, то потерпевший гражданин должен написать заявление в федеральное или региональное министерство, муниципальный орган, который контролирует исполнителя услуги. Как правило, исполнителем услуги является бюджетная организация. После получения заявления будет осуществлена проверка, если необходимо, то и экспертиза. Если вред был причинен медработниками, то для разбора произошедшей ситуации подключат и Росздравнадзор.
При выявлении, что по итогам оказания государственной или муниципальной услуги действительно имел место вред жизни и здоровью гражданина, таковой получит компенсацию.
В ее получении могут и отказать. Это возможно в таких ситуациях:
- исполнитель услуги уже компенсировал нанесенный вред (он вправе это сделать на добровольной основе после проведения проверки);
- гражданин написал заявление не по утвержденным требованиям (требования прописаны в новых Правилах);
- чтобы выплатить гражданину компенсацию, не хватает бюджетных средств.
К сведению! Заявление включает 7 пунктов. Это данные о потребителе услуги (ФИО, паспортные сведения, адрес, телефон и т.д.), об исполнителе услуги, о самой услуге, факты неоказания или недобросовестного оказания услуги, дата и номер заключенного договора, данные о размере компенсационной выплаты и т.д.
Размер этого возмещения рассчитывается с учетом всех затрат, которые понадобились гражданину для улучшения здоровья. Сюда могут входить, например, стоимость лечения, протезы, помощь сиделки, путевки в санаторно-курортное учреждение, транспортные расходы. Компенсируется также размер заработка или иного дохода, который бы получил заявитель в том случае, если бы ему не был нанесен вред.
Если гражданин умер в результате некачественно оказанной или неоказанной услуги, то вред будет компенсирован иждивенцам умершего по нормам статьи 1088 ГК РФ.
Право на получение данного возмещения утверждено в законе уже давно (в части 8 статьи 21 ФЗ от 13.07.2020 года № 189-ФЗ), но порядок реализации этого права установлен сейчас.