Собственников давно приобретенной недвижимости проверят

Нужно подтвердить право собственности для внесения данных в Росреестр.

Если недвижимость приобретена до 1998 года, ее собственникам следует готовиться к проверке документов, подтверждающих право собственности на нее. Закон № 518-ФЗ от 30 декабря 2020 года содержит в себе соответствующие поправки сразу в несколько нормативных актов и оговаривает необходимость выявления обладателей имущества, данные о которых в Росреестре не являются полными.

Что гласит закон

Статья 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, что право собственности на недвижимость не может быть аннулировано, если для его оформления был использован ныне устаревший бланк.

За последние три десятка лет бланки менялись не один раз, и у граждан на руках могут иметься различные их версии. Так что тревожиться по поводу того, что по результатам проверки окажется, что право собственности нужно переоформлять, не стоит. Однако собственникам недвижимости, оформленной до 1998 года и полученной в наследство в тот же период, потребуется предоставить данные о себе и об этой недвижимости в Росреестр. Почему?

Все дело в том, что в 1998 году был создан Единый государственный реестр прав на недвижимости (ЕГРП), и в последующем при регистрации права собственности данные уже вносились в него. А данные по недвижимости, зарегистрированной до его появления, у Росреестра отсутствуют или неполные и по сей день. Например, указана только фамилия собственника. Этот пробел и призваны восполнить оговоренные вышеупомянутым законом проверки.

Как будут проверять

В настоящее время существует масса способов проверить существование права собственности на недвижимость и узнать данные собственника без личного к нему визита. Поэтому в дом к собственнику администрация, конечно же, не придет. А вот запросы по имуществу сделает, и с этой целью органы местного самоуправления могут обратиться:

  • к нотариусам — узнать, какое имущество было получено в наследство;
  • в местный ОВД — узнать паспортные данные и местожительство собственника;
  • в органы ЗАГС — узнать, не менял ли собственник фамилию и не умер ли он;
  • в ИФНС и так далее.

На официальном сайте администрации города будет размещено объявление о том, что собственникам указанных объектов недвижимости необходимо предоставить администрации контактные данные. После этого администрация подготовит решение о выявлении правообладателя объекта недвижимости и опубликует его проект на своем ресурсе.

Проект одновременно направляется собственнику по почте. Если у собственника есть возражения по нему (например, он не согласен с тем, что указанное в решении имущество на самом деле принадлежит ему), то он может направить их в администрацию в течение 30 дней с момента его получения.

Если в течение 45 дней возражений от собственника не поступило, то решение утверждается администрацией, а данные о праве собственности вносятся в Росреестр. Если же возражения есть, то вопрос будет решаться через суд.

Как быть с землей

Если речь идет о праве собственности на землю, то администрация может организовать визит кадастрового инженера на участок для определения (уточнения) границ этого участка. Сведения по земле включаются в публичную кадастровую карту.

Когда ждать проверок

Закон вступает в силу по истечении 180 дней с момента опубликования, то есть 28 июня. Таким образом, у владельцев недвижимости, оформленной до 1998 года, еще есть достаточно времени, чтобы подтвердить право собственности.

В противном случае, если окажется, что объект находится в собственности, но право на него не оформлено надлежащим образом, налоговый орган сможет доначислить налог, а также взыскать с собственника штраф за неуведомление ИФНС о наличии имущества, по которому должен уплачиваться налог.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии