Речь идет об адвокатах или иных лицах, встречающихся с доверителями.
КС РФ сделал вывод, что во время досмотра адвоката на территории СИЗО необходимо составлять протокол.
Адвокат обратился в суд. Специалист был не согласен с руководством одного из СИЗО Республики Татарстан относительно моментов личного досмотра.
Адвокат прошел через рамку-металлодетектор и отдал мобильный, поскольку с 22.06.2021 года нельзя проносить в ИУ телефоны, диктофоны и иные техсредства. Далее его снова остановил для повторного досмотра инспектор, когда он уже был на территории СИЗО. В кармане брюк адвоката был предмет, похожий на второй телефон. Специалист попросил передать ему правовые и фактические причины досмотра и сформировать протокол. Однако составлять протокол отказались.
Адвокат составил обращение в прокуратуру и иск в суд, решив, что работники СИЗО своими действиями унизили его честь и достоинство. Обнаружилось, что второго досмотра все-таки не было: карманы не проверялись. Суд подчеркнул, что не требуется формировать официальный протокол, если запрещенные к переносу в УИ предметы не были найдены.
Специалист обжаловал Правила ВТР следственных изоляторов УИС, которые были установлены приказом Минюста от 14.10.2005 года № 189, в КС.
Судьи сообщили, что адвокат вправе встречаться без препятствий со своим доверителем наедине любое количество раз и без ограничения времени. Но он обязан соблюдать режимные правила учреждения. Однако при появлении подозрений на пронос запрещенных предметов за границы пропускного пункта адвоката могут досмотреть. Отказаться от такого действия невозможно.
Для защиты прав адвоката администрация СИЗО должна в письменной форме закреплять причины, ход и итоги досмотра. Специалист вправе попросить копию протокола и оспорить законность досмотра.
Конституционный суд не оформил требования внести эти корректировки в действующее законодательство, однако эти правила надо использовать с учетом его мнения. Адвокату было отказано в пересмотре дела, потому что по итогам осуществленного досмотра не было никаких отрицательных правовых последствий.