Если есть выбор, то пригодное для проживания должника жилье изымать не должны.
Высшая судебная инстанция напомнила о том, что суды должны учитывать нормы положенной жильцу площади и оставлять должнику недвижимость, в которой он сможет нормально существовать.
Верховный суд на защите прав должников
Верховный суд рассказал о правилах, по которым у должников можно отчуждать жилье. В частности, ВС напомнил о том, что при рассмотрении подобных дел суд должен изучать индивидуальные обстоятельства каждой ситуации и в случае, если принято решение об изъятии жилья, убеждаться в том, что после того, как недвижимость у должника отнимут, за ним сохранится гарантированная ему законом минимальная жилая площадь.
ВС заострил на этом внимание, рассматривая дело жительницы города Воронежа, которая оказалась должником микрофинансовой организации и осталась в связи с этим без квартиры по решению суда. Лишившаяся жилья женщина попыталась оспорить решение суда, но успеха не добилась — квартира не была ее единственным жильем, должница владела еще и 15 квадратными метрами в доме с тремя квартирами на одиннадцать жильцов, а значит, постановили суды, изъятие квартиры не нарушало ее прав.
Однако Верховный суд посчитал, что городской и областной суды не правы. Ведь в собственности нужно оставлять не метры, а полноценное жилье, в котором гражданин и его семья смогут нормально существовать. ВС подчеркнул, что судам не стоит «допускать нарушения самого существа конституционного права на жилище и умаления человеческого достоинства». Решения городского и областного суда по делу были отменены.
Напомним, что единственное жилье может быть изъято у должника только в случае, если оно является залоговым (находится в залоге у кредитной организации).