Акт о списании автотранспортных средств

Акт о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а является способом снятия с баланса предприятий и организаций автомобилей, которые в силу износа или необратимых повреждений стали непригодными для их дальнейшего использования.

Файлы в .XLS:Бланк акта о списании автотранспортных средствОбразец акта о списании автотранспортных средств

Назначение акта о списании

Автотранспортные средства, находящиеся на балансе предприятий и организаций, относятся к категории основных средств, выбытие которых должно быть оформлено особым образом ввиду особых характеристик этих основных средств.

Первое в этом списке особых характеристик – это нахождение автомобилей на учете в ГИБДД. Сам факт учета и регистрации автомобилей порождает для их собственников ряд обязанностей, таких как уплата налога, прохождение техосмотра и т.д. До тех пор, пока автомобиль числится на балансе предприятия, вышеперечисленные обязанности должны исполняться. Естественно, что прохождение осмотра и проведение техосмотра в отношении автомобилей, которые фактически не используются, крайне убыточно.

Кроме того, автомобиль – это совокупность номерных узлов и агрегатов, отраженных в регистрационных документах автомобиля. Аннулирование этих регистрационных документов, а также снятие автотранспортных средств с налогового учета – это операция, которую проводят государственные органы.

С учетом многоэтапности процедуры снятия автомобилей с учета Постановлением №7 Госкомстата РФ от 21.01.2003 года была разработана специальная форма ОС-4а.

В настоящее время указанная форма не является обязательной к применению, но сохраняет свою функциональность, а потому не только широко используется, но и рекомендуется. Однако предприятия и организации вправе отказаться от применения формы ОС-4а, отдав предпочтение самостоятельно разработанным формам.

Составление акта

Процедура списания автотранспортных средств начинается с создания специальной комиссии, в состав которой могут входить от двух до четырех членов. Состав комиссии определяется руководителем предприятия или организации и, как правило, включает в себя профильных специалистов и руководителей среднего звена. Об особенностях составления приказа о создании комиссии мы рассказали здесь.

В процессе подготовки комиссия должна:

  • достоверно установить, что автотранспортное средство непригодно к дальнейшей эксплуатации, а потому подлежит списанию;
  • определить затраты предприятия на демонтаж;
  • определить суммы, которые должны поступить предприятию в результате демонтажа и возможного отчуждения узлов и агрегатов автомобиля, либо любых частей транспортного средства.

Результаты работы комиссии ложатся в основу акта, на основании которого бухгалтерия снимает автомобиль с баланса. По сути, составление акта о списании автотранспортных средств сводится к заполнению 3-страничной формы ОС-4а.

Первая страница формы включает в себя следующие сведения:

  1. наименование предприятия или организации, наименование структурного подразделения, ОКУД и ОКПО;
  2. номер акта;
  3. дату и место составления акта;
  4. данные о списываемом транспортном средстве – вид, модель, марка, регистрационный номер, инвентаризационный номер;
  5. основания для списания – износ, не подлежащая ремонту поломка или поломка, стоимость ремонта которой не будет соответствовать степени износа автомобиля и т.д.;
  6. ФИО материально ответственного лица.

Акт о списании автотранспортных средств. Часть 1

В первую таблицу первой страницы формы вносятся:

  1. дата выпуска автотранспортного средства;
  2. дата начала эксплуатации автомобиля;
  3. дата постановки на баланс;
  4. даты капитальных ремонтов;
  5. сведения о пробеге;
  6. дата снятия с учета в ГИБДД.

Вторая таблица первой страницы включает в себя:

  • сведения о стоимости ТС на момент принятия на баланс;
  • сумму амортизации;
  • остаточную стоимость ТС.

Вторая страница формы ОС-4а предназначена для внесения в нее сведений о характеристиках транспортного средства, а именно:

  1. номера техпаспорта;
  2. номеров двигателя и шасси;
  3. грузоподъемность ТС, его вместимость и масса в соответствии с данными, указанными в паспорте ТС;
  4. сведения о драгоценных металлах, содержащихся в деталях, узлах и агрегатах автомобиля;
  5. номенклатурный номер ТС и т.д.

Если существуют иные характеристики ТС, не предусмотренные таблицей, то их следует вписать в поля, расположенные под таблицей. Каждому из членов комиссии потребуется проставить свою подпись на странице в подтверждение достоверности сведений, включенных в таблицы.

Третья страница формы ОС-4а предназначена для внесения в нее сведений относительно принятия к бухгалтерскому учета снятых со списываемого ТС деталей, узлов и агрегатов. Поскольку страница относится к принятию на бухгалтерский учет, то заполняется она бухгалтером, который вносит в первую таблицу страницы 3:

  • номенклатурный, каталожный и порядковый номер принимаемых деталей;
  • их наименования, единицу измерения, количество и стоимость.

Во вторую таблицу страницы 3 вносятся:

  • сведения о затратах на списание ТС и о поступивших в результате списания материальных ценностях;
  • вид демонтажных работ;
  • сведения о документе, подтверждающем проведение демонтажных работ;
  • дебет и кредит и т.д. в соответствии с графами, предусмотренными формой.

Акт подписывается председателем и членами комиссии, главным бухгалтером и руководителем предприятия или организации.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии