Файлы в .XLS:Бланк акта о списании автотранспортных средствОбразец акта о списании автотранспортных средств
Назначение акта о списании
Автотранспортные средства, находящиеся на балансе предприятий и организаций, относятся к категории основных средств, выбытие которых должно быть оформлено особым образом ввиду особых характеристик этих основных средств.
Первое в этом списке особых характеристик – это нахождение автомобилей на учете в ГИБДД. Сам факт учета и регистрации автомобилей порождает для их собственников ряд обязанностей, таких как уплата налога, прохождение техосмотра и т.д. До тех пор, пока автомобиль числится на балансе предприятия, вышеперечисленные обязанности должны исполняться. Естественно, что прохождение осмотра и проведение техосмотра в отношении автомобилей, которые фактически не используются, крайне убыточно.
Кроме того, автомобиль – это совокупность номерных узлов и агрегатов, отраженных в регистрационных документах автомобиля. Аннулирование этих регистрационных документов, а также снятие автотранспортных средств с налогового учета – это операция, которую проводят государственные органы.
С учетом многоэтапности процедуры снятия автомобилей с учета Постановлением №7 Госкомстата РФ от 21.01.2003 года была разработана специальная форма ОС-4а.
В настоящее время указанная форма не является обязательной к применению, но сохраняет свою функциональность, а потому не только широко используется, но и рекомендуется. Однако предприятия и организации вправе отказаться от применения формы ОС-4а, отдав предпочтение самостоятельно разработанным формам.
Составление акта
Процедура списания автотранспортных средств начинается с создания специальной комиссии, в состав которой могут входить от двух до четырех членов. Состав комиссии определяется руководителем предприятия или организации и, как правило, включает в себя профильных специалистов и руководителей среднего звена. Об особенностях составления приказа о создании комиссии мы рассказали здесь.
В процессе подготовки комиссия должна:
- достоверно установить, что автотранспортное средство непригодно к дальнейшей эксплуатации, а потому подлежит списанию;
- определить затраты предприятия на демонтаж;
- определить суммы, которые должны поступить предприятию в результате демонтажа и возможного отчуждения узлов и агрегатов автомобиля, либо любых частей транспортного средства.
Результаты работы комиссии ложатся в основу акта, на основании которого бухгалтерия снимает автомобиль с баланса. По сути, составление акта о списании автотранспортных средств сводится к заполнению 3-страничной формы ОС-4а.
Первая страница формы включает в себя следующие сведения:
- наименование предприятия или организации, наименование структурного подразделения, ОКУД и ОКПО;
- номер акта;
- дату и место составления акта;
- данные о списываемом транспортном средстве – вид, модель, марка, регистрационный номер, инвентаризационный номер;
- основания для списания – износ, не подлежащая ремонту поломка или поломка, стоимость ремонта которой не будет соответствовать степени износа автомобиля и т.д.;
- ФИО материально ответственного лица.
В первую таблицу первой страницы формы вносятся:
- дата выпуска автотранспортного средства;
- дата начала эксплуатации автомобиля;
- дата постановки на баланс;
- даты капитальных ремонтов;
- сведения о пробеге;
- дата снятия с учета в ГИБДД.
Вторая таблица первой страницы включает в себя:
- сведения о стоимости ТС на момент принятия на баланс;
- сумму амортизации;
- остаточную стоимость ТС.
Вторая страница формы ОС-4а предназначена для внесения в нее сведений о характеристиках транспортного средства, а именно:
- номера техпаспорта;
- номеров двигателя и шасси;
- грузоподъемность ТС, его вместимость и масса в соответствии с данными, указанными в паспорте ТС;
- сведения о драгоценных металлах, содержащихся в деталях, узлах и агрегатах автомобиля;
- номенклатурный номер ТС и т.д.
Если существуют иные характеристики ТС, не предусмотренные таблицей, то их следует вписать в поля, расположенные под таблицей. Каждому из членов комиссии потребуется проставить свою подпись на странице в подтверждение достоверности сведений, включенных в таблицы.
Третья страница формы ОС-4а предназначена для внесения в нее сведений относительно принятия к бухгалтерскому учета снятых со списываемого ТС деталей, узлов и агрегатов. Поскольку страница относится к принятию на бухгалтерский учет, то заполняется она бухгалтером, который вносит в первую таблицу страницы 3:
- номенклатурный, каталожный и порядковый номер принимаемых деталей;
- их наименования, единицу измерения, количество и стоимость.
Во вторую таблицу страницы 3 вносятся:
- сведения о затратах на списание ТС и о поступивших в результате списания материальных ценностях;
- вид демонтажных работ;
- сведения о документе, подтверждающем проведение демонтажных работ;
- дебет и кредит и т.д. в соответствии с графами, предусмотренными формой.
Акт подписывается председателем и членами комиссии, главным бухгалтером и руководителем предприятия или организации.