Файлы в .DOC:Бланк акта описи имущества арендодателяОбразец акта описи имущества арендодателя
В то же время мы понимаем, что договорные отношения – это акт свободного волеизъявления сторон и если стороны желают составить именно акт описи имущества арендодателя вместо акта осмотра имущества, передаваемого в аренду, то они вполне могут это сделать.
Однако отметим, что для юридического лица, ценящего свою деловую репутацию, составление акта с подобным наименованием будет просто недопустимым.
Арендованное имущество
Если попытаться разобраться в формулировке «акт описи имущества арендодателя», то можно предположить, что речь в большей степени идет о договорах аренды недвижимости, при которой помимо самого объекта недвижимости в аренду передаются также и иные предметы, например, офисная или бытовая техника, мебель или оборудование.
То есть, в данном случае, можно говорить о множественности объектов и предметов, передаваемых в аренду, будь то меблированный офис, автомастерская или парк автомобилей.
Естественно, что объекты и предметы, передаваемые арендатору, должны быть им осмотрены на предмет их соответствия договорным условиям по признакам качества, количества и ассортимента.
Результаты осмотра фиксируются в акте осмотра. Вариантами названия акта могут быть:
- акт осмотра имущества, передаваемого по договору аренды;
- акт приема-передачи имущества по договору аренды;
- акт осмотра предметов, передаваемых по договору аренды и т.д.
Что касается акта описи, то мы уже отметили, что с точки зрения юриспруденции подобное наименование – это юридический нонсенс, и вот почему.
Договор аренды всегда содержит в себе описание предмета аренды. И если предметов несколько, то все они включаются в текст договора. Также в тексте договора всегда существует целый параграф, посвященный ответственности арендатора за сохранность арендованного имущества.
В процессе осуществления договорных правоотношений арендодатель передает арендатору именно то имущество, которое оговорено в договоре, а арендатор, в свою очередь, проверяет передаваемое имущество на предмет его соответствия договорным условиям.
То есть имущество не описывается, а осматривается, поскольку опись подразумевает определенные рестрикционные (ограничительные) функции этого действия.
Акт описи имущества составляется с целью фиксации наличия имущества для обеспечения его последующей сохранности. В то же время арендованное имущество изначально, по определению, находится в зоне риска, поскольку оно в процессе использования арендатором будет подвергаться износу.
Что касается обеспечения сохранности арендованного имущества, то обязанность арендатора в этой части уже предустановлена условиями договора.
Более того, крайне сомнительна также и вообще формулировка «имущество арендодателя». Дело в том, что арендодатель – это всего лишь договорная роль физического или юридического лица, у которого может быть много имущества, и далеко не все оно сдается в аренду по конкретному договору.
Как будет правильно
Наиболее верным наименованием действия, связанного с приемом и осмотром имущества по договору аренды, будет акт приема-передачи арендованного имущества. В акте указываются:
- перечень имущества с указанием каждого объекта или предмета;
- место нахождения имущества;
- сведения о заключенном договоре аренды;
- состояние передаваемого имущества;
- описание внешних дефектов имущества;
- описание функциональных дефектов в случае, если при составлении акта они были выявлены;
- иные сведения, которые стороны пожелают включить в акт.
Акт составляется арендатором в присутствии арендодателя, либо представителями контрагентов. Во время составления акта вполне допустимо использование фото- и видеосъемки.
Если хочется сделать опись
Мы уже говорили, что не считаем себя вправе отговаривать стороны договора аренды от составления именно акта описи имущества арендодателя, если им этого хочется.
Мы подготовили в рамках этой статьи примерный шаблон акта рассматриваемого типа и образец его заполнения. Со своей стороны, мы все же рекомендовали бы нашим читателям изменить название акта на приемлемый с юридической точки зрения. Что касается текста акта, то он вполне функционален, поскольку является текстом, свойственным для актов приема-передачи.
В процессе заполнения шаблона в него потребуется внести следующие сведения:
- дата, место и время составления акта (при желании можно указать уровень освещенности во время осмотра. Освещение может быть дневным, искусственным, в темноте при свете фонарика и т.д.);
- ФИО физических лиц, включая ИП, или наименования и реквизиты юридических лиц – сторон договора аренды. Если сторона договора – ИП, то указывается его ФИО и ОГРНИП;
- сведения о договоре, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает имущество;
- перечень имущества, передаваемого в аренду. Потребуется указать наименование каждого из передаваемых объектов или предметов и его основные индивидуальные характеристики;
- подписи контрагентов или их представителей.
Составляется акт в двух экземплярах, по одному для каждого из контрагентов.