Акт возврата помещений по договору аренды

Акт возврата помещений по договору аренды составляется с целью фиксации как самого факта передачи помещения от арендатора арендодателю, так и с целью подтверждения факта прекращения договорных отношений.

Файлы в .DOC:Бланк акта возврата помещений по договору арендыОбразец акта возврата помещений по договору аренды

Основания для составления

Название акта, которым оформляется возврат помещения, не имеет особого значения. Это может быть как акт возврата помещения, так и акт приема-передачи помещения.

Главное, чтобы акт содержал в себе сведения о том, от кого, кому, в связи с чем и в каком состоянии передается помещение. В рассматриваемом случае акт должен:

  1. содержать в себе сведения об основном договоре, то есть о договоре аренды;
  2. включать в себя наименования арендатора и арендодателя либо сведения об их представителях в случае, если договор заключался с участием юридических лиц. Подробнее о том, что будет, если физическое лицо вместо договора найма жилого помещения заключит договор аренды жилого помещения, вы можете прочитать по ссылке;
  3. констатировать факт того, что арендатор возвращает помещение арендодателю;
  4. описывать причину возврата — истечение срока договора или досрочное расторжение договора;
  5. содержать в себе сведения о состоянии передаваемого помещения. В этом смысле акт возврата находится в тесной взаимосвязи с условиями договора аренды и с актом приема-передачи помещения от арендодателя арендатору;
  6. при наличии у принимающей стороны замечаний, связанных с состоянием помещения, акт должен содержать подробный перечень претензий;
  7. быть подписан арендатором и арендодателем (или их представителями). В случае, если акт составляется с участием представителей, его должны будут заверить руководители юридического лица.

Состояние помещения

Отражение физического состояния передаваемого помещения — это компонент акта, к которому следует подойти с особой скрупулезностью на случай последующего возникновения спора.

При составлении акта следует исходить как из условий основного договора, так и из состояния помещения на момент его передачи от арендодателя арендатору. Так:

  • следует руководствоваться положениями договора в той части, которая регламентирует степень возможного ущерба, нанесенного помещению в период его эксплуатации арендатором. То есть если договор содержит в себе условие допустимого износа, то его следует учитывать при оценке состояния возвращаемого помещения;
  • следует руководствоваться сведениями из акта приема-передачи о состоянии помещения на момент его сдачи арендатору в пользование.

Существенные отклонения состояния помещения, включая находящиеся в нем коммуникации, от тех, что обговорены в договоре и от тех, что имели место на момент передачи помещения в аренду, могут стать основаниями для предъявления претензий.

Оформление

Акт возврата помещений по договору аренды — это всегда документ произвольной формы с включением в него ряда обязательных реквизитов, к которым относятся:

  1. дата, время и место составления акта;
  2. номер акта (при необходимости). На самом деле любой акт, составляемый в рамках договорных отношений, станет неотъемлемой частью договора, поэтому необходимости в особой регистрации акта не существует;
  3. наименование и основные сведения о сторонах акта — арендаторе и арендодателе;
  4. ФИО (при необходимости и должностные функции) представителей арендатора и арендодателя в случае, если они представляют интересы сторон;
  5. основание составления акта. Как мы говорили выше, единственным основанием является расторжение договора аренды, а вот причиной расторжения может быть как истечение срока действия договора, так и его досрочное расторжение по любой причине;
  6. описание условий, при которых производится осмотр помещения — дневной свет, искусственное освещение, свет фонариков и т.д.;
  7. сведения о передаваемом помещении (адрес, этаж, площадь, назначение и т.д.);
  8. сведения о состоянии помещения. При наличии повреждений, противоречащих условиям договора или изначальному состоянию помещения, потребуется описать их в акте;
  9. перечисление претензий или заверение арендодателя об отсутствии претензий;
  10. подписи сторон или их представителей.

Составляется акт в количестве экземпляров, соответствующем количеству заинтересованных сторон.

Оформленный акт возврата помещений по договору аренды прилагается к основному договору и хранится вместе с ним в течение всего срока, установленного для хранения подобного рода документации.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии