Файлы в .DOC:Бланк акта замены электросчетчикаОбразец акта замены электросчетчика
Правовая регламентация
В целом вопросы, связанные с установкой, заменой, проверкой и эксплуатацией электрических счетчиков регламентируются Постановлением № 354 Правительства РФ от 6 мая 2011 года. Указанным Постановлением были введены в действие Правила предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирных и жилых домов.
На протяжении времени в Правила неоднократно вносились изменения и дополнения. Так, в соответствии с Постановлением № 2184 Правительства РФ от 21.12.2020 года были определены:
- сроки замены индивидуальных приборов учета электроэнергии, подлежащих очередной поверке;
- обязанность поставщика электроэнергии считывать отрицательную разницу между общим объемом потребленной многоквартирным домом электроэнергии и объемом, который был потреблен поквартирно и каждым нежилым помещением;
- процедура установки, подключения и передачи от застройщика гарантирующему поставщику электросчетчиков во вновь возведенных жилых домах;
- процедура и сроки замены электросчетчиков в домах старой застройки (старом жилом фонде).
Гарантирующий поставщик и сетевая организация. В чем разница
В соответствии с последними изменениями, о которых мы говорили выше, замена счетчиков может осуществляться либо гарантирующими поставщиками, либо сетевыми организациями.
В соответствии с положениями Закона РФ «Об электроэнергии» в качестве гарантирующего поставщика рассматриваются субъекты предпринимательской деятельности, которые по закону или в силу добровольно принятых обязательств заключают договор электроснабжения с любым лицом, желающим приобретать электроэнергию и проживающим на определенной территории, обслуживаемой гарантирующим поставщиком.
Что касается сетевых организаций, то в их качестве закон рассматривает организации, через оборудование которых гарантирующий поставщик осуществляет поставку электроэнергии конечным потребителям.
Если говорить предельно утрированно, то гарантирующий поставщик – это предприятие, дающее электроэнергию и получающее за это оплату, а сетевые организации – это владельцы электрических столбов, проводов и трансформаторных будок, через которые электроэнергия от гарантирующего поставщика приходит к каждой розетке и выключателю.
Причины и сроки замены счетчика
Замена любого счетчика может выполняться по четырем причинам. Это:
- неисправность счетчика (повреждение или утеря функциональности);
- технологическое устаревание счетчика или его несоответствие потребностям потребителя;
- необходимость в поверке счетчика;
- хищение счетчика.
Неисправность счетчика может быть выявлена и гарантирующим поставщиком, и сетевой организацией, и конечным потребителем. В случае, если неисправность обнаруживается конечным потребителем, он в течение рабочего дня обязан известить об этом гарантирующего поставщика или сетевую организацию.
Что касается замены счетчика по инициативе гарантирующего поставщика или сетевой организации, то, в соответствии с Постановлением № 354 Правительства РФ от 6.05.2011 года приборов счетчиков должна быть осуществлена:
- в срок до 6 месяцев после даты окончания периода между поверками;
- в срок до 6 месяцев после даты истечения срока эксплуатации счетчика (если эта дата была оговорена в договоре);
- в срок до 6 месяцев с момента обращения конечного потребителя с заявлением о неисправностях счетчика либо о хищении счетчика, либо об истечении периода между поверками;
- в срок до 6 месяцев с момента сообщения контролера либо о неисправности счетчика, либо об окончании периода между поверками, либо о хищении счетчика.
Оплата электроэнергии при замене счетчика
Итак, закон предоставляет гарантирующим поставщикам и сетевым организациям шестимесячный срок для осуществления действий по замене счетчика, вне зависимости от причин этой замены.
Оплата потребляемой в эти шесть месяцев электроэнергии осуществляется исходя из следующего расчета. Сумма всего потребления по счетчика за последние полгода делится на шесть месяцев, и оплата идет по среднему арифметическому показателю.
В соответствии с положениями Постановления № 354 Правительства РФ от 6.05.2011 года нарушение гарантирующим поставщиком или сетевой организацией сроков замены счетчика влечет за собой снижение оплаты за электроэнергию. Так:
- задержка от одного до четырех месяцев будет основанием для снижения оплаты в размере 20% за каждый месяц;
- задержка сверх 4 месяцев – это основание для снижения оплаты на 40%.
В случае нарушения срока замены конечный потребитель вправе направить претензию по электроэнергии и потребовать снижения оплаты. Обращаем внимание наших читателей на этот момент. Снижения оплаты не будет, если претензия не направлялась.
Конечные потребители в лице предприятий и организаций вправе потребовать выплату неустойки за нарушение срока замены счетчика по следующей сетке:
- первые три месяца с даты пропуска срока – 50% от среднеарифметической стоимости потребления за месяц;
- 100% от среднеарифметической стоимости потребления за месяц начиная с четвертого месяца просрочки.
Внутренние счетчики
Конечные потребители с целью упорядочения расчетов, контроля за расходами и распределения платежей вправе устанавливать собственные дублирующие счетчики. Гарантирующие поставщики и сетевые организации не имеют к этим счетчикам никакого отношения, поскольку располагаются они уже после точки входа.
Например, проживающие в одном доме сособственники, ведущие раздельное хозяйство, зачастую устанавливают отдельные счетчики, по показаниям которых могут распределять платежи за реальное потребление электроэнергии.
Замена таких счетчиков осуществляется самостоятельно, но может сопровождаться составлением акта, в котором заинтересованные лица отражают как сам факт замены, так и показания счетчика на момент его замены.
Процедура замены счетчика
Вне зависимости от причины замены счетчика гарантирующий поставщик или сетевая организация обязаны согласовать с конечным потребителем дату замены.
В назначенную дату специалист от гарантирующего поставщика или от сетевой организации прибывает на место и производит замену счетчика с его последующим пломбированием. Сам факт замены счетчика фиксируется посредством акта замены.
Содержание акта
Как мы уже говорили, замена счетчика – это действие, которое должно быть выполнено в определенные сроки. Таким образом, акт замены счетчика фиксирует не только сам факт замены, но и ряд иных сведений, а именно:
- факт замены счетчика в установленные сроки;
- показания счетчика на момент его замены;
- наличие пломбы на счетчике на момент его замены, отсутствие пломбы или следы повреждения пломбы;
- ФИО специалиста, проводившего замену;
- номер снятого счетчика и номер установленного счетчика;
- показания нового счетчика на момент его установки;
- факт опломбирования счетчика.
Для юридических лиц, помимо всего прочего, акт замены электросчетчика является также и основанием для снятия старого счетчика с учета.
В рамках данной статьи мы предоставляем нашим пользователям возможность скачать типовой шаблон акта замены электросчетчика и ознакомиться с образцом его заполнения. Однако хотим обратить внимание на то, что представители гарантирующих поставщиков и сетевых организаций являются на замену счетчиков с собственными формами актов.
В акт должны быть включены следующие сведения:
- дата, время и место составления акта;
- наименование организации, производящей замену и номер ее лицензии;
- ФИО и должность специалиста, производящего замену;
- ФИО или наименование (для юридических лиц) конечного потребителя;
- место крепления счетчика;
- индивидуальные характеристики счетчика (вид, год выпуска, номер, дата его установки);
- показания счетчика на момент его замены;
- сведения о пломбе на снимаемом счетчике;
- характеристики вновь установленного счетчика;
- показания нового счетчика на момент установки;
- сведения о наложении пломбы на счетчик;
- подпись специалиста, осуществившего замену, и подпись конечного потребителя (или его представителя).
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у лица, осуществившего замену, а второй – у конечного потребителя.