Файлы в .DOC:Бланк апелляционной жалобы на решение мирового судьиОбразец апелляционной жалобы на решение мирового судьи
Сроки обжалования
Законодательно определен 30-дневный срок для обжалования решений по гражданским делам, вынесенным судами и мировыми судьями по первой инстанции.
Пропуск срока является основанием для отказа в приеме жалобы. Однако если срок был пропущен по уважительной причине, апеллянт одновременно с подачей апелляционной жалобы может просить о продлении срока.
Оформляется эта просьба либо в виде отдельного заявления, прилагаемого к жалобе, либо путем интегрирования просьбы в резолютивную часть жалобы. В этом случае, после слова «прошу» и просьбы об отмене или изменении решения добавляется также просьба о продлении срока на обжалование.
В мотивировочной части потребуется изложить причины пропуска срока, а в приложении к жалобе или заявлению — прикрепить документы, подтверждающие уважительность причин пропуска.
Предварительная жалоба
Закон предоставляет судьям право при выходе из совещательной комнаты огласить только резолютивную часть решения, при этом полное, мотивированное решение должно быть оформлено в течение трех дней. Как правило, этот срок не соблюдается, и иногда оформление мотивированного решения затягивается более чем на месяц.
Стороне дела, желающей обжаловать решение, приходится либо звонить в канцелярию суда, либо лично заходить к судье с тем, чтобы узнать, готово ли решение. Разумеется, такие частные походы в суд затруднительны, особенно для работающих людей. Более того, всегда есть пусть небольшой, но шанс, что по истечению срока для обжалования судья окажет в приеме жалобы.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, можно составить предварительную, или, как ее еще называют, краткую жалобу. Мотивировать ее не надо, поскольку до момента ознакомления с решением апеллянт просто не знает, на каких основаниях судья принял именно такое решение.
Оформить предварительную жалобу следует в соответствии с законом установленной структурой апелляции, за исключением мотивировочной части. В резолютивную часть апелляции будет разумно включить следующую фразу – «Настоящая апелляционная жалоба является предварительной. Ввиду того, что на день подачи данной жалобы мотивированное решение не готово, оставляю за собой право подачи основной жалобы после ознакомления с решением суда».
Основания для обжалования
В юриспруденции выделяются два вида оснований для обжалования решений, а именно:
- по формальным обстоятельствам. В этом случае просьба об отмене решения суда базируется на допущенных судьей процессуальных нарушениях. Если отмена решения – это принципиальный вопрос, то стоит потратить время и поискать в протоколе судебного заседания процессуальные ошибки, поскольку они являются безусловным основанием для отмены решения. Внимательно почитайте протокол и решение судьи. Возможно, вы обнаружите, что секретарь не внесла в протокол сведения об объявлении состава суда или в протоколе нет подписи судьи, или какое-либо значимое в процессе действие не было отражено;
- по существу дела. Под существом дела в данном случае понимается оценка судом материалов дела, неверная квалификация, неверное применение статьи, неверная формулировка договора и т.д. Ошибки суда в этой части следует перечислить в жалобе.
Что можно просить
Удовлетворение жалобы – это не всегда отмена решения. Возможно, что апеллянт считает решение в основном правильным, но не согласен с определенными моментами. Например, можно согласиться с суммой взыскания, но не согласиться с начислением пени за просрочку.
Таким образом, апелляционную инстанцию можно просить осуществить одной из следующих действий:
- отменить решение мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение;
- изменить решение мирового судьи в отдельной его части;
- отменить решение и принять новое по первой инстанции.
Подача жалобы
Апелляционная жалоба должна быть адресована районному (городскому) суду в соответствии с принципом территориальности. Однако отнести жалобу следует мировому судье, вынесшему решение. После проверки допустимости жалобы судья приложит ее к материалам дела и отправит по назначению.
Составление жалобы
В силу положений ст. 323 ГПК РФ, апелляционная жалоба, вне зависимости от ее адресата, должна включать в себя последовательно изложенные следующие информационные блоки:
- «шапку» жалобы, включающую в себя наименование районного суда, в который направляется жалоба, ФИО и адрес апеллянта, ФИО (наименования) и адреса других участников процесса, включая ответчиков, третьих и заинтересованных лиц. В отношении каждого из перечисленных участников должен быть указан его процессуальный статус;
- описательную часть, в которую входят ФИО мирового судьи и номер мирового участка, номер гражданского дела, наименование иска, цена иска, дата вынесения решения и краткое изложение сути решения;
- мотивировочную часть, в которой следует изложить обоснования решения, изложенные в нем самом, и обоснования жалобы, то есть причины, по которым вы считаете решение судьи незаконным и подлежащим отмене либо изменению;
- резолютивную часть, в которой излагается просьба к апелляционной инстанции;
- список приложений. Выше мы уже писали о пределах полномочий апелляционной инстанции. Поэтому никаких новых, неизвестных мировому судье документов приложено быть не может. По сути, в качестве приложения могут быть приобщены только квитанция об уплате госпошлины и документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока на обжалование, если в жалобе вы просите о его продлении;
- подпись апеллянта и дата подачи жалобы.
Подается апелляционная жалоба в количестве экземпляров, соответствующем количеству участников процесса.