Договор международной перевозки

Договор международной перевозки регламентируется, в первую очередь, международной конвенцией, подписанной в Женеве в 1956 году.

Файлы в .DOC:Бланк договора международной перевозкиОбразец договора международной перевозки

СССР присоединился к условиям конвенции в 1983 году, а Российская Федерация как правопреемница СССР сохранила свое участие в данном международном договоре. А это значит, что любой законодательный акт, действующий на территории РФ в части регулирования вопросов международных перевозок, направлен на поддержание условий конвенции.

Сфера действия Конвенции в России

Конвенциональные положения применимы ко всем видам договоров, так или иначе связанных с международными перевозками, будь то договоры автомобильных перевозок, или перевозок любым другим видом транспорта.

Основанием для применения положений конвенции является принцип осуществления перевозки за плату из одного государства в другое, если хотя бы одно из этих государств является членом Женевской конвенции.

Условия конвенции неприменимы к:

  • почтовым международным перевозкам;
  • ритуальным перевозкам (транспортировка покойных);
  • бытовые перевозки, связанные с переездом граждан из одной страны в другую, и связанные с этим перевозки мебели и предметов домашнего быта.

Положения конвенции будут применяться российскими грузоотправителями и грузополучателями во всех случаях международных перевозок, независимо от того, в какую страну отправляется груз, поскольку Российская Федерация является страной – участницей конвенции.

Оформление договора

Любой договор с грузоперевозчиком является договором присоединения, поскольку договорные обязательства по данному виду соглашений являются условностью. Дело в том, что грузоперевозчики диктуют свои условия, и они не могут быть изменены в зависимости от пожеланий заказчика. То есть заказчику остается либо присоединиться к договору на условиях грузоперевозчика, либо искать другие оферты.

В силу этих причин договор с грузоперевозчиком оформляется не документом, фиксирующим взаимодоговоренности, а накладной, то есть распиской перевозчика в приеме груза.

Накладная составляется в трех экземплярах – по одной каждой из сторон договора. Третий экземпляр отправляется в путь вместе с грузом, и вручается получателю в момент получения отправки в месте назначения.

Экземпляры накладной имеют равную юридическую силу.

Содержание накладной

Формуляр (бланк) имеет список реквизитов, обязательных для включения в текст накладной.

Так, накладная должна содержать следующие номинации:

  1. наименование юридического лица, имена и фамилии физических лиц – участников договора, включая и получателя груза;
  2. страна, город, место, в которое должен быть доставлен груз;
  3. наименование груза, его характеристики (вес, размер, габариты и т.д.);
  4. цена договора, то есть стоимость, которую грузоотправитель оплатит за перевозку;
  5. разъяснения грузоотправителя по прохождению таможенного контроля;
  6. обязательные ссылки на норму Конвенции и на главенство конвенции для грузоперевозки.

Договор международной перевозки. Часть 1

Помимо фиксирования обязательств участников договора, накладная выполняет также роль расписки перевозчика в получении груза.

Документальное сопровождение грузоперевозки

Помимо достоверных сведений о грузе, отправитель обязан предоставить перевозчику сопроводительные документы на груз, необходимые для прохождения формальностей (в том числе и таможенных) в процессе доставки груза получателю.

Непредоставление отправителем достоверной информации о грузе, утаивание возможных осложнений при прохождении таможенного контроля, а равно предоставление неполной или недостоверной документации повлечет за собой ответственность отправителя за порчу или недоставку груза, а также за ущерб, причиненный перевозчику.

Права и обязанности отправителя

Отправитель в процессе подготовки к отправке и непосредственно в момент отправки обладает правом проверки правильности погрузки груза в части его количества. С этой целью он может осуществить контроль грузового помещения.

В любой момент до отправки, то есть до перехода права распоряжения грузом к перевозчику, отправитель по своему желанию может:

  • остановить погрузку;
  • внести изменения в части адреса доставки или личности получателя.

Осуществление вышеуказанных прав ограничивается условиями недопущения срыва работы перевозчика или причинения как ущерба, так и любых неудобств другим отправителям.

Переход права распоряжения отправляемым грузом к перевозчику происходит с момента получения им подписанного отправителем экземпляра накладной.

Условия доставки и договорная роль получателя

После завершения процесса доставки, то есть после доставки груза по месту назначения, перевозчик выдает груз получателю вместе с третьим экземпляром накладной, а получатель в свою очередь передает перевозчику расписку в получении груза.

Невыдача груза получателю вследствие его утери дает получателю право обращения к перевозчику с претензией. Равным образом право на возмещение убытков дает отправителю и факт нарушения перевозчиком срока доставки. Разумеется, просрочка не будет иметь места в случае воздействия форс-мажорных обстоятельств.

Договор международной перевозки. Часть 2

Просрочкой считается факт задержки доставки или выдачи груза получателю сверх срока, считающегося общепринятым для доставки аналогичных грузов аналогичным видом транспорта.

Если в срок свыше 30 дней с момента установленного срока доставки груз не был выдан получателю, он будет считаться утерянным.

Если срок доставки в договоре не оговаривался, то утерянным товар будет считаться спустя два месяца с момента его отгрузки отправителем.

Порча или любой другой вид несохранности груза выявляется в момент получения груза, если дефекты очевидны. Претензия в данном случае должна быть предъявлена перевозчику незамедлительно.

При наличии скрытых дефектов, выявленных в процессе детального осмотра груза, претензии могут быть предъявлены перевозчику в течение 7 дней.

Отсутствие замечаний со стороны отправителя влечет за собой признание договора перевозки выполненным, а товара – доставленным в надлежащем состоянии. Это значит, что если дефекты доставки будут выявлены позднее, чем через 7 дней, то в отношении перевозчика будет действовать презумпция невиновности.

Ответственность перевозчика

Ответственность перевозчика напрямую связана с качеством доставки груза. Он несет ответственность за:

  • утерю и повреждение груза, как полные, так и частичные;
  • нарушение сроков доставки, если они не были вызваны условиями форс-мажора, действиями отправителя или получателя, а равно дефектом груза, о котором перевозчик не знал, а если бы и знал, то не смог бы предпринять никаких мер.

В соответствии с Женевской конвенцией, перевозчик освобождается от ответственности в следующих случаях:

  • отправитель не обеспечил соответствующую грузу и способу транспортировки упаковку;
  • транспортное средство, осуществлявшее перевозку, является открытым;
  • груз был поврежден или утерян в результате неверных действий отправителя;
  • груз был поврежден в связи с природой самого груза.

Условием наступления ответственности являются виновные действия перевозчика. Доказывание невиновности целиком лежит на перевозчике.

Договор международной перевозки. Часть 3

Ущерб в случае утери или повреждения груза, стоимость которого не была заявлена при заключении договора, погашается, в соответствии с конвенцией, в сумме 25 золотых франков Germinal за 1 кг утраченного или поврежденного груза.

По грузам с заявленной стоимостью ущерб взыскивается исходя из рыночной стоимости предметов, аналогичных утерянным или поврежденным.

Рассмотрение споров

Рассмотрение споров, связанных с ненадлежаще выполненной доставкой, регламентируется Женевской конвенцией. Так, иск к грузоперевозчику может рассматриваться:

  • любым компетентным судебным органом страны, входящей в Конвенцию;
  • любым компетентным судом по месту нахождения ответчика;
  • судом, чья юрисдикция распространяется на местожительство ответчика;
  • компетентным судом по месту доставки груза или по месту его отправки;
  • компетентной арбитражной инстанцией при условии применения ею положений Конвенции.

Все вопросы подсудности, не урегулированные конвенцией, решаются, исходя из положений национального законодательства.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии