Файлы в .DOC:Бланк договора международной перевозкиОбразец договора международной перевозки
СССР присоединился к условиям конвенции в 1983 году, а Российская Федерация как правопреемница СССР сохранила свое участие в данном международном договоре. А это значит, что любой законодательный акт, действующий на территории РФ в части регулирования вопросов международных перевозок, направлен на поддержание условий конвенции.
Сфера действия Конвенции в России
Конвенциональные положения применимы ко всем видам договоров, так или иначе связанных с международными перевозками, будь то договоры автомобильных перевозок, или перевозок любым другим видом транспорта.
Основанием для применения положений конвенции является принцип осуществления перевозки за плату из одного государства в другое, если хотя бы одно из этих государств является членом Женевской конвенции.
Условия конвенции неприменимы к:
- почтовым международным перевозкам;
- ритуальным перевозкам (транспортировка покойных);
- бытовые перевозки, связанные с переездом граждан из одной страны в другую, и связанные с этим перевозки мебели и предметов домашнего быта.
Положения конвенции будут применяться российскими грузоотправителями и грузополучателями во всех случаях международных перевозок, независимо от того, в какую страну отправляется груз, поскольку Российская Федерация является страной – участницей конвенции.
Оформление договора
Любой договор с грузоперевозчиком является договором присоединения, поскольку договорные обязательства по данному виду соглашений являются условностью. Дело в том, что грузоперевозчики диктуют свои условия, и они не могут быть изменены в зависимости от пожеланий заказчика. То есть заказчику остается либо присоединиться к договору на условиях грузоперевозчика, либо искать другие оферты.
В силу этих причин договор с грузоперевозчиком оформляется не документом, фиксирующим взаимодоговоренности, а накладной, то есть распиской перевозчика в приеме груза.
Накладная составляется в трех экземплярах – по одной каждой из сторон договора. Третий экземпляр отправляется в путь вместе с грузом, и вручается получателю в момент получения отправки в месте назначения.
Экземпляры накладной имеют равную юридическую силу.
Содержание накладной
Формуляр (бланк) имеет список реквизитов, обязательных для включения в текст накладной.
Так, накладная должна содержать следующие номинации:
- наименование юридического лица, имена и фамилии физических лиц – участников договора, включая и получателя груза;
- страна, город, место, в которое должен быть доставлен груз;
- наименование груза, его характеристики (вес, размер, габариты и т.д.);
- цена договора, то есть стоимость, которую грузоотправитель оплатит за перевозку;
- разъяснения грузоотправителя по прохождению таможенного контроля;
- обязательные ссылки на норму Конвенции и на главенство конвенции для грузоперевозки.
Помимо фиксирования обязательств участников договора, накладная выполняет также роль расписки перевозчика в получении груза.
Документальное сопровождение грузоперевозки
Помимо достоверных сведений о грузе, отправитель обязан предоставить перевозчику сопроводительные документы на груз, необходимые для прохождения формальностей (в том числе и таможенных) в процессе доставки груза получателю.
Непредоставление отправителем достоверной информации о грузе, утаивание возможных осложнений при прохождении таможенного контроля, а равно предоставление неполной или недостоверной документации повлечет за собой ответственность отправителя за порчу или недоставку груза, а также за ущерб, причиненный перевозчику.
Права и обязанности отправителя
Отправитель в процессе подготовки к отправке и непосредственно в момент отправки обладает правом проверки правильности погрузки груза в части его количества. С этой целью он может осуществить контроль грузового помещения.
В любой момент до отправки, то есть до перехода права распоряжения грузом к перевозчику, отправитель по своему желанию может:
- остановить погрузку;
- внести изменения в части адреса доставки или личности получателя.
Осуществление вышеуказанных прав ограничивается условиями недопущения срыва работы перевозчика или причинения как ущерба, так и любых неудобств другим отправителям.
Переход права распоряжения отправляемым грузом к перевозчику происходит с момента получения им подписанного отправителем экземпляра накладной.
Условия доставки и договорная роль получателя
После завершения процесса доставки, то есть после доставки груза по месту назначения, перевозчик выдает груз получателю вместе с третьим экземпляром накладной, а получатель в свою очередь передает перевозчику расписку в получении груза.
Невыдача груза получателю вследствие его утери дает получателю право обращения к перевозчику с претензией. Равным образом право на возмещение убытков дает отправителю и факт нарушения перевозчиком срока доставки. Разумеется, просрочка не будет иметь места в случае воздействия форс-мажорных обстоятельств.
Просрочкой считается факт задержки доставки или выдачи груза получателю сверх срока, считающегося общепринятым для доставки аналогичных грузов аналогичным видом транспорта.
Если в срок свыше 30 дней с момента установленного срока доставки груз не был выдан получателю, он будет считаться утерянным.
Если срок доставки в договоре не оговаривался, то утерянным товар будет считаться спустя два месяца с момента его отгрузки отправителем.
Порча или любой другой вид несохранности груза выявляется в момент получения груза, если дефекты очевидны. Претензия в данном случае должна быть предъявлена перевозчику незамедлительно.
При наличии скрытых дефектов, выявленных в процессе детального осмотра груза, претензии могут быть предъявлены перевозчику в течение 7 дней.
Отсутствие замечаний со стороны отправителя влечет за собой признание договора перевозки выполненным, а товара – доставленным в надлежащем состоянии. Это значит, что если дефекты доставки будут выявлены позднее, чем через 7 дней, то в отношении перевозчика будет действовать презумпция невиновности.
Ответственность перевозчика
Ответственность перевозчика напрямую связана с качеством доставки груза. Он несет ответственность за:
- утерю и повреждение груза, как полные, так и частичные;
- нарушение сроков доставки, если они не были вызваны условиями форс-мажора, действиями отправителя или получателя, а равно дефектом груза, о котором перевозчик не знал, а если бы и знал, то не смог бы предпринять никаких мер.
В соответствии с Женевской конвенцией, перевозчик освобождается от ответственности в следующих случаях:
- отправитель не обеспечил соответствующую грузу и способу транспортировки упаковку;
- транспортное средство, осуществлявшее перевозку, является открытым;
- груз был поврежден или утерян в результате неверных действий отправителя;
- груз был поврежден в связи с природой самого груза.
Условием наступления ответственности являются виновные действия перевозчика. Доказывание невиновности целиком лежит на перевозчике.
Ущерб в случае утери или повреждения груза, стоимость которого не была заявлена при заключении договора, погашается, в соответствии с конвенцией, в сумме 25 золотых франков Germinal за 1 кг утраченного или поврежденного груза.
По грузам с заявленной стоимостью ущерб взыскивается исходя из рыночной стоимости предметов, аналогичных утерянным или поврежденным.
Рассмотрение споров
Рассмотрение споров, связанных с ненадлежаще выполненной доставкой, регламентируется Женевской конвенцией. Так, иск к грузоперевозчику может рассматриваться:
- любым компетентным судебным органом страны, входящей в Конвенцию;
- любым компетентным судом по месту нахождения ответчика;
- судом, чья юрисдикция распространяется на местожительство ответчика;
- компетентным судом по месту доставки груза или по месту его отправки;
- компетентной арбитражной инстанцией при условии применения ею положений Конвенции.
Все вопросы подсудности, не урегулированные конвенцией, решаются, исходя из положений национального законодательства.