Файлы в .DOC:Бланк договора воздушной перевозкиОбразец договора воздушной перевозки
Договор авиаперевозки груза
Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.
Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.
Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.
Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.
Виды договоров на авиаперевозку груза
В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:
- договор внутренней перевозки;
- договор международной перевозки.
Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.
При осуществлении международных перевозок как грузоотправителю, так и грузоперевозчику следует учитывать законодательство:
- страны грузополучателя;
- страны транзитной остановки;
- страны транзитного пролета.
При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.
Обязательные условия
К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:
- цена груза, заявленная грузоотправителем;
- ответственность контрагентов;
- условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
- взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.
Правила авиаперевозок пассажиров
Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.
Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:
- Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
- В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.
При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:
- заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
- обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
- организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
- вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.
Права контрагентов договора
Авиатранспортная компания вправе расторгнуть контракт, если пассажир при покупке авиабилета предоставил неверно оформленные документы. Гражданин должен обратиться в госорганы, выдавшие эти документы, для их изменения и дополнения. Претензии к авиаперевозчику в этом случае неправомерны.
Авиапассажир по своему желанию может остановиться в транзитном аэропорту, если самолет (другое авиатранспортное средство) делает в нем посадку. Продолжение полета возможно этим же рейсом в другое время или подобным по этому же маршруту. Однако остановка разрешена только в следующих случаях:
- законы страны, где пассажир хочет прервать полет, разрешают ему покинуть борт самолета;
- продолжительность остановки не превышает время действия билета;
- пассажир своевременно известил авиакомпанию о своем намерении;
- дополнительная стоимость по перегрузке багажа и разница в тарифах на различные рейсы оплачена;
- пассажирское и багажное места на другом рейсе забронированы;
- место на том же рейсе, но на альтернативную дату, подтверждено авиаперевозчиком.
- обострение (внезапный приступ) болезни пассажира или его близкого родственника, летящего этим же рейсом, не требует дополнительных извещений и оплат.
Вышеизложенное относится к авиаперевозкам по нормальным тарифам. Применение специальных пониженных расценок ограничивает или полностью запрещает остановки в пути.
Законодательные акты государства, куда прилетает пассажир, должны им неукоснительно соблюдаться. Прохождение паспортно-визового контроля обязательно, а его нарушение влечет за собой отказ компетентных органов во въезде в страну назначения. В этом случае пассажир оплачивает авиаперевозчику его доставку домой.
Таможенные и санитарные правила страны назначения выполняются всеми пассажирами без исключений.
В соответствии с федеральным законодательством в области авиаперевозок пассажирам предоставляются следующие льготы:
- неоплачиваемый полностью или частично проезд для групп лиц с ограниченными возможностями и других льготных категорий граждан в соответствии с Федеральными авиационными правилами;
- безвозмездный провоз не менее десяти килограммов багажа на человека;
- бесплатный (или частично оплачиваемый для международных рейсов) перелет ребенка до двух лет;
- пониженные расценки на перелет детей младше двенадцати лет с указанием в авиабилете персонального места;
- свободное размещение в общих и специальных залах отдыха в аэропортах;
- спальное место в отеле за счет авиакомпании, если по ее вине произошло значительное опоздание по времени вылета.
Акты на авиаперевозки пассажиров
Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.
- Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
- Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
- Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
- Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.
Правила расторжения договора
Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:
- пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
- авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
- пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
- клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
- путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
- в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.
В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.
Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:
- перенос времени вылета на более позднее время;
- изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
- грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
- менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
- обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
- невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.
Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:
- первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
- полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.
По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:
- при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
- при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
- для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.
Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:
- полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
- частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
- возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.
Деньги за неиспользованные авиабилеты получает пассажир или приобретавший их гражданин при наличии доказательств покупки. Возврат денег происходит в агентствах авиакомпании в той же валюте, в которой билет покупался. Если билет приобретался по безналичному расчету, то и возврат осуществляется в той же форме оплаты.