Должностная инструкция помощника юриста

Должностная инструкция является одним из локальных нормативных актов организации. В должностной инструкции помощника юриста содержатся обязанности и права работника, занимающего эту должность.

Файлы в .DOC:Бланк должностной инструкции помощника юристаОбразец должностной инструкции помощника юриста

Законодательная база

Составление должностной инструкции на работников не является обязанностью работодателя. Более того, этот документ не оговорен даже Трудовым кодексом, хоть и существует и широко применяется уже давно. Поэтому, вопрос о том, разрабатывать ли на сотрудников должностные или нет, целиком и полностью зависит от решения самого работодателя или от принятых в его отрасли порядков.

Вне зависимости от того, о какой структуре идет речь, если работодатель решил разработать инструкции на работников, ему потребуется учесть следующее:

  • инструкции разрабатываются на все должности в штатном расписании, включая должность руководителя;
  • инструкции должны быть введены в действие приказом руководителя;
  • с инструкцией вновь принимаемые работники должны ознакомляться до момента подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

Как составляется должностная инструкция помощника юриста

В зависимости от принятых в организации порядков должностные инструкции на работников могут разрабатываться их непосредственными руководителями или работниками кадровой службы. В случае с помощником юриста это может быть как начальник юридического отдела, так и руководитель юридической конторы или консультации.

Помимо собственно непосредственного разработчика инструкции к ее подготовке могут быть привлечены другие специалисты (например, начальник службы делопроизводства, начальник отдела охраны труда и так далее). Если разработчиков много, руководитель может дополнительно закрепить их ответственность за составление инструкции и за срок ее подготовки с помощью приказа. О правилах его составления мы рассказали здесь.

Как мы уже отметили выше, после разработки и необходимого согласования инструкция должна быть утверждена руководителем организации. Только после этого она обретает статус локального нормативного акта и становится действующей.

Утверждение новой инструкции взамен старой также осуществляется приказом. Номер и дата приказа проставляются на титульном листе инструкции или в отдельном поле «Гриф утверждения». Эти же данные вносятся и в журнал регистрации должностных инструкций.

Структура инструкции

Несмотря на то, что унифицированной структуры должностной инструкции вообще не существует, на практике принято использовать общепринятую, включающую в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности работника.
  3. Права работника.
  4. Ответственность работника.
  5. Заключительные положения.

Должностная инструкция помощника юриста. Часть 1

При желании разделы могут быть дополнены, переименованы и т.п. Рассмотрим каждый раздел инструкции более подробно.

Общие положения

В разделе общих положений могут быть указаны цель разработки инструкции, а также основные характеристики должности помощника юриста и требования к ней. Так, в разделе оговариваются:

  1. категория персонала, к которой относится помощник юриста (специалист или технический специалист);
  2. требования по наличию образования и опыта работы для помощника юриста. Как правило, требования на эту должность минимальные, но работодатель может оговорить особые условия;
  3. порядок приема на работу и увольнения;
  4. порядок замещения на период временного отсутствия работника;
  5. подчиненность.

Также здесь могут быть оговорены и основные знания и умения, которыми должен обладать помощник юриста.

Обязанности работника

Этот раздел инструкции является основным. В нем надлежит указать должностные обязанности помощника юриста, в которые могут входить:

  • Разработка и представление проектов юридических документов (договоров, претензий, жалоб) для согласования юристу.
  • Обеспечение юриста информацией об обновлениях законодательства.
  • Работа в информационных системах «Консультант», «Гарант», поиск информации по запросу.
  • Сдача и получение документации в различных органах (суд, налоговая инспекция, нотариат) по поручению юриста.
  • Обеспечение рабочего места юриста канцелярией и другими необходимыми предметами.
  • Прием корреспонденции, ее сортировка и представление юристу.
  • Учет юридических документов.
  • Составление отчетов по проделанной работе, и так далее.

Сюда же может быть дополнительно включен пункт о неразглашении информации, ставшей известной работнику в процессе исполнения им должностных обязанностей.

Должностная инструкция помощника юриста. Часть 2

Права помощника юриста

Этот раздел является стандартным и включает в себя:

  • право сотрудника требовать от руководителя технических и иных средств, необходимых для выполнения трудовой функции (оснащение рабочего места компьютером, программное обеспечение);
  • право участвовать в обсуждении вопросов, непосредственно касающихся работы помощника юриста;
  • право защищать свои интересы всеми разрешенными законом способами.

Ответственность работника

Этот раздел также стандартизирован и включает в себя формулировки об административной, дисциплинарной, гражданской и уголовной ответственности помощника юриста за неисполнение обязанностей.

Заключительные положения

В разделе оговариваются правила утверждения инструкции, а также места хранения ее оригиналов.

Утверждение и ознакомление

После утверждения инструкции с ней под подпись должны быть ознакомлены все помощники юриста (юристов). Сделать это можно как на листе ознакомления, который в дальнейшем прилагается к инструкции, так и в журнале — как удобно и принято в конкретной организации.

Оригиналы инструкции обычно хранятся в подразделении и в отделе кадров. Работнику может быть выдана копия инструкции. После замены утратившие силу инструкции передаются в архив, где хранятся 75 лет.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии