Файлы в .DOC:Бланк должностной инструкции помощника юристаОбразец должностной инструкции помощника юриста
Законодательная база
Составление должностной инструкции на работников не является обязанностью работодателя. Более того, этот документ не оговорен даже Трудовым кодексом, хоть и существует и широко применяется уже давно. Поэтому, вопрос о том, разрабатывать ли на сотрудников должностные или нет, целиком и полностью зависит от решения самого работодателя или от принятых в его отрасли порядков.
Вне зависимости от того, о какой структуре идет речь, если работодатель решил разработать инструкции на работников, ему потребуется учесть следующее:
- инструкции разрабатываются на все должности в штатном расписании, включая должность руководителя;
- инструкции должны быть введены в действие приказом руководителя;
- с инструкцией вновь принимаемые работники должны ознакомляться до момента подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Как составляется должностная инструкция помощника юриста
В зависимости от принятых в организации порядков должностные инструкции на работников могут разрабатываться их непосредственными руководителями или работниками кадровой службы. В случае с помощником юриста это может быть как начальник юридического отдела, так и руководитель юридической конторы или консультации.
Помимо собственно непосредственного разработчика инструкции к ее подготовке могут быть привлечены другие специалисты (например, начальник службы делопроизводства, начальник отдела охраны труда и так далее). Если разработчиков много, руководитель может дополнительно закрепить их ответственность за составление инструкции и за срок ее подготовки с помощью приказа. О правилах его составления мы рассказали здесь.
Как мы уже отметили выше, после разработки и необходимого согласования инструкция должна быть утверждена руководителем организации. Только после этого она обретает статус локального нормативного акта и становится действующей.
Утверждение новой инструкции взамен старой также осуществляется приказом. Номер и дата приказа проставляются на титульном листе инструкции или в отдельном поле «Гриф утверждения». Эти же данные вносятся и в журнал регистрации должностных инструкций.
Структура инструкции
Несмотря на то, что унифицированной структуры должностной инструкции вообще не существует, на практике принято использовать общепринятую, включающую в себя следующие разделы:
- Общие положения.
- Обязанности работника.
- Права работника.
- Ответственность работника.
- Заключительные положения.
При желании разделы могут быть дополнены, переименованы и т.п. Рассмотрим каждый раздел инструкции более подробно.
Общие положения
В разделе общих положений могут быть указаны цель разработки инструкции, а также основные характеристики должности помощника юриста и требования к ней. Так, в разделе оговариваются:
- категория персонала, к которой относится помощник юриста (специалист или технический специалист);
- требования по наличию образования и опыта работы для помощника юриста. Как правило, требования на эту должность минимальные, но работодатель может оговорить особые условия;
- порядок приема на работу и увольнения;
- порядок замещения на период временного отсутствия работника;
- подчиненность.
Также здесь могут быть оговорены и основные знания и умения, которыми должен обладать помощник юриста.
Обязанности работника
Этот раздел инструкции является основным. В нем надлежит указать должностные обязанности помощника юриста, в которые могут входить:
- Разработка и представление проектов юридических документов (договоров, претензий, жалоб) для согласования юристу.
- Обеспечение юриста информацией об обновлениях законодательства.
- Работа в информационных системах «Консультант», «Гарант», поиск информации по запросу.
- Сдача и получение документации в различных органах (суд, налоговая инспекция, нотариат) по поручению юриста.
- Обеспечение рабочего места юриста канцелярией и другими необходимыми предметами.
- Прием корреспонденции, ее сортировка и представление юристу.
- Учет юридических документов.
- Составление отчетов по проделанной работе, и так далее.
Сюда же может быть дополнительно включен пункт о неразглашении информации, ставшей известной работнику в процессе исполнения им должностных обязанностей.
Права помощника юриста
Этот раздел является стандартным и включает в себя:
- право сотрудника требовать от руководителя технических и иных средств, необходимых для выполнения трудовой функции (оснащение рабочего места компьютером, программное обеспечение);
- право участвовать в обсуждении вопросов, непосредственно касающихся работы помощника юриста;
- право защищать свои интересы всеми разрешенными законом способами.
Ответственность работника
Этот раздел также стандартизирован и включает в себя формулировки об административной, дисциплинарной, гражданской и уголовной ответственности помощника юриста за неисполнение обязанностей.
Заключительные положения
В разделе оговариваются правила утверждения инструкции, а также места хранения ее оригиналов.
Утверждение и ознакомление
После утверждения инструкции с ней под подпись должны быть ознакомлены все помощники юриста (юристов). Сделать это можно как на листе ознакомления, который в дальнейшем прилагается к инструкции, так и в журнале — как удобно и принято в конкретной организации.
Оригиналы инструкции обычно хранятся в подразделении и в отделе кадров. Работнику может быть выдана копия инструкции. После замены утратившие силу инструкции передаются в архив, где хранятся 75 лет.