Файлы в .DOC:Бланк должностной инструкции юристаОбразец должностной инструкции юриста
Нужна ли должностная инструкция
Несмотря на то, что должностная инструкция на практике применяется повсеместно, она в настоящее время не является обязательным для работодателя документом. Все права и обязанности сторон трудовых отношений (и, соответственно, работника) перечисляются в трудовом договоре — а вот он как раз и является обязательным (ст. 57 ТК РФ).
Вопрос о том, составлять инструкции или нет, таким образом, остается на усмотрение работодателя и часто зависит от принятой в отрасли практики.
Следует учитывать, что если работодатель все же принял решение разработать на сотрудников должностные инструкции, потребуется соблюсти некоторые условия. Так:
- должностные инструкции разрабатываются на каждую должность, упомянутую в штатном расписании, включая должность генерального директора;
- инструкции, как и любой другой локальный нормативный акт, должны быть утверждены приказом руководителя организации и введены в действие;
- инструкции должны предлагаться к ознакомлению вновь принимаемым работникам до момента подписания ими трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
- с инструкциями должны быть ознакомлены под подпись уже работающие сотрудники;
- при изменении законодательства и в других случаях, но не реже чем раз в пять лет инструкции должны пересматриваться и актуализироваться.
Кому поручить разработку инструкции на юриста
Разработкой инструкцией на специалистов занимается, как правило, их непосредственный руководитель. Однако в организации может быть принята и другая процедура, и разработку инструкции на юриста могут, например, осуществлять работники отдела кадров при методическом руководстве начальника юридического отдела.
На предприятии может существовать Положение о порядке разработки, согласования и утверждения должностных инструкций, в котором определяются такие нюансы, однако этот ЛНА также не является обязательным.
Руководитель может оговорить круг ответственных за разработку ДИ лиц с помощью распорядительного документа (о его составлении мы рассказали тут). Там же могут быть оговорены и сроки разработки инструкции.
Структура документа
Несмотря на то, что унифицированной структуры должностной инструкции вообще не существует, на практике принято использовать общепринятую, включающую в себя следующие разделы:
- Общие положения.
- Обязанности работника.
- Права работника.
- Ответственность работника.
Рассмотрим каждый раздел более подробно. Отметим сразу, что разделы могут дополняться, объединяться, называться иначе. Например, в инструкцию может быть включен раздел о взаимосвязях или «Задачи и функции».
Общие положения
Вводный раздел инструкции, в который включаются пункты о цели разработки документа, а также основная информация о должности, в числе которой:
- категория персонала, к которой относится юрист (специалисты);
- требования к лицу, замещающему должность (наличие высшего образования, опыта работы по специальности, дополнительных курсов и т.п.);
- порядок приема юриста на работу (например, «по представлению начальника юридического отдела приказом генерального директора»), а также порядок замещения юриста в период его отсутствия на работе по причине болезни, отпуска, командировки и т.п.;
- подчиненность юриста.
Здесь же могут быть перечислены нормативные акты, в том числе и локальные, которыми должен будет руководствоваться юрист в своей работе, а также приведен список его основных знаний и умений.
Обязанности работника
Этот раздел инструкции является основным и включает в себя подробный список должностных обязанностей работника. Так, в качестве обязанностей юриста могут быть приведены:
- Разработка документов правового характера.
- Подготовка материалов о привлечении работников к материальной ответственности, дисциплинарной ответственности.
- Подготовка претензий, рассмотрение претензий, обобщение практики претензионной работы.
- Правовая экспертиза проектов договоров, регистрация заключенных договоров.
- Правовая экспертиза приказов, распоряжений.
- Мониторинг изменений законодательства, информирование работников об изменениях законодательства.
- Подготовка приказов об отмене локальных нормативных актов, утративших актуальность.
- Составление отчетов о работе.
Здесь же могут присутствовать положения о дресс-коде юриста.
Права работника
В данном разделе перечисляются права юриста:
- право требовать от руководства технических и иных средств, необходимых для выполнения трудовой функции (оснащение рабочего места компьютером, программное обеспечение);
- право участвовать в совещаниях руководства по своей работе;
- право вносить предложения по своей работе вышестоящему руководству;
- право защищать свои интересы всеми разрешенными законом способами.
Ответственность работника
Здесь оговаривается ответственность работника за различные нарушения дисциплины, неисполнение или некачественное исполнение своих обязанностей и т.п. Перечислять конкретные законы и статьи не нужно. Достаточно общего указания.
Согласование и утверждение инструкции
Должностные инструкции проходят установленную на предприятии процедуру согласования. Так, в качестве согласующих привлекаются:
- куратор по направлению деятельности (например, начальник юридического управления, директор по административной работе);
- специалист или руководитель отдела делопроизводства.
После согласования инструкция передается руководителю вместе с приказом об утверждении (о его составлении мы рассказали тут).
Дата и номер приказа ставятся на самой должностной инструкции, после чего ей присваивается регистрационный номер. После регистрации инструкция передается для ознакомления работникам.