Должностная инструкция юриста

Должностная инструкция юриста — локальный нормативный акт, определяющий обязанности, права и ответственность данного специалиста.

Файлы в .DOC:Бланк должностной инструкции юристаОбразец должностной инструкции юриста

Нужна ли должностная инструкция

Несмотря на то, что должностная инструкция на практике применяется повсеместно, она в настоящее время не является обязательным для работодателя документом. Все права и обязанности сторон трудовых отношений (и, соответственно, работника) перечисляются в трудовом договоре — а вот он как раз и является обязательным (ст. 57 ТК РФ).

Вопрос о том, составлять инструкции или нет, таким образом, остается на усмотрение работодателя и часто зависит от принятой в отрасли практики.

Следует учитывать, что если работодатель все же принял решение разработать на сотрудников должностные инструкции, потребуется соблюсти некоторые условия. Так:

  • должностные инструкции разрабатываются на каждую должность, упомянутую в штатном расписании, включая должность генерального директора;
  • инструкции, как и любой другой локальный нормативный акт, должны быть утверждены приказом руководителя организации и введены в действие;
  • инструкции должны предлагаться к ознакомлению вновь принимаемым работникам до момента подписания ими трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
  • с инструкциями должны быть ознакомлены под подпись уже работающие сотрудники;
  • при изменении законодательства и в других случаях, но не реже чем раз в пять лет инструкции должны пересматриваться и актуализироваться.

Кому поручить разработку инструкции на юриста

Разработкой инструкцией на специалистов занимается, как правило, их непосредственный руководитель. Однако в организации может быть принята и другая процедура, и разработку инструкции на юриста могут, например, осуществлять работники отдела кадров при методическом руководстве начальника юридического отдела.

На предприятии может существовать Положение о порядке разработки, согласования и утверждения должностных инструкций, в котором определяются такие нюансы, однако этот ЛНА также не является обязательным.

Руководитель может оговорить круг ответственных за разработку ДИ лиц с помощью распорядительного документа (о его составлении мы рассказали тут). Там же могут быть оговорены и сроки разработки инструкции.

Структура документа

Несмотря на то, что унифицированной структуры должностной инструкции вообще не существует, на практике принято использовать общепринятую, включающую в себя следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Обязанности работника.
  • Права работника.
  • Ответственность работника.

Рассмотрим каждый раздел более подробно. Отметим сразу, что разделы могут дополняться, объединяться, называться иначе. Например, в инструкцию может быть включен раздел о взаимосвязях или «Задачи и функции».

Должностная инструкция юриста. Часть 1

Общие положения

Вводный раздел инструкции, в который включаются пункты о цели разработки документа, а также основная информация о должности, в числе которой:

  1. категория персонала, к которой относится юрист (специалисты);
  2. требования к лицу, замещающему должность (наличие высшего образования, опыта работы по специальности, дополнительных курсов и т.п.);
  3. порядок приема юриста на работу (например, «по представлению начальника юридического отдела приказом генерального директора»), а также порядок замещения юриста в период его отсутствия на работе по причине болезни, отпуска, командировки и т.п.;
  4. подчиненность юриста.

Здесь же могут быть перечислены нормативные акты, в том числе и локальные, которыми должен будет руководствоваться юрист в своей работе, а также приведен список его основных знаний и умений.

Обязанности работника

Этот раздел инструкции является основным и включает в себя подробный список должностных обязанностей работника. Так, в качестве обязанностей юриста могут быть приведены:

  1. Разработка документов правового характера.
  2. Подготовка материалов о привлечении работников к материальной ответственности, дисциплинарной ответственности.
  3. Подготовка претензий, рассмотрение претензий, обобщение практики претензионной работы.
  4. Правовая экспертиза проектов договоров, регистрация заключенных договоров.
  5. Правовая экспертиза приказов, распоряжений.
  6. Мониторинг изменений законодательства, информирование работников об изменениях законодательства.
  7. Подготовка приказов об отмене локальных нормативных актов, утративших актуальность.
  8. Составление отчетов о работе.

Здесь же могут присутствовать положения о дресс-коде юриста.

Должностная инструкция юриста. Часть 2

Права работника

В данном разделе перечисляются права юриста:

  • право требовать от руководства технических и иных средств, необходимых для выполнения трудовой функции (оснащение рабочего места компьютером, программное обеспечение);
  • право участвовать в совещаниях руководства по своей работе;
  • право вносить предложения по своей работе вышестоящему руководству;
  • право защищать свои интересы всеми разрешенными законом способами.

Ответственность работника

Здесь оговаривается ответственность работника за различные нарушения дисциплины, неисполнение или некачественное исполнение своих обязанностей и т.п. Перечислять конкретные законы и статьи не нужно. Достаточно общего указания.

Согласование и утверждение инструкции

Должностные инструкции проходят установленную на предприятии процедуру согласования. Так, в качестве согласующих привлекаются:

  • куратор по направлению деятельности (например, начальник юридического управления, директор по административной работе);
  • специалист или руководитель отдела делопроизводства.

После согласования инструкция передается руководителю вместе с приказом об утверждении (о его составлении мы рассказали тут).

Дата и номер приказа ставятся на самой должностной инструкции, после чего ей присваивается регистрационный номер. После регистрации инструкция передается для ознакомления работникам.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии