Файлы в .DOC:Бланк досудебной претензии по КАСКООбразец досудебной претензии по КАСКО
Страхование КАСКО
Вне зависимости от того, кто является страховщиком, договор КАСКО всегда будет договором страхования наземного транспортного средства.
Если договор ОСАГО страхует гражданскую ответственность, то есть материальную ответственность владельца транспортного средства при наступлении страхового случая, то КАСКО страхует риски, связанные с любым возможным причинением материального ущерба автовладельцу, а именно:
- риски повреждения автомобиля в результате стихийных событий – пожара, наводнения, оползня, землетрясения и т.д.;
- риски, связанные с ДТП;
- риски повреждения автомобиля вне его участия в дорожном движении, то есть в стационарном состоянии – падение деревьев, падение метеоритов, вандализм и т.д.;
- риски преступных действий – угона, похищения как автомобиля, так и его отдельных частей;
Наступление любого из вышеперечисленных событий будет считаться наступлением страхового случая по КАСКО, если полис предусматривает покрытие именно этого риска.
При этом страховщик может предусмотреть ограничения по страховым случаям, например:
- снять с себя обязанность возместить незначительные повреждения, вроде поверхностных царапин кузова;
- снять с себя ответственность за угон, хищение или разборку автомобиля, припаркованного на неохраняемой стоянке или автомобиля, не оснащенного сигнализацией.
Любые ограничения по рискам или установление любых дополнительных рисков влекут за собой изменение стоимости страхового полиса. Упрощенно говоря, страхователь может просить о причислении к рискам случая падения на его автомобиль Пизанской башни, но при этом должен быть готов к повышению стоимости страховки.
Выбор рисков и, соответственно, стоимость полиса определяется путем переговоров со страховщиком. Все риски, которые будут покрываться страховкой в соответствии с ее стоимостью, изложены на обратной стороне полиса.
Основания для отказа в покрытии страхового случая
Как правило, основанием для претензии по КАСКО является отказ страховой компании возместить тот или иной ущерб, наступивший в результате страхового случая, либо возмещение в меньших размерах, чем на то претендует страхователь.
Причинами отказа могут быть:
- умысел страхователя на уничтожение имущества с целью получения страховки;
- несоблюдение страхователем меры безопасности;
- управление автомобилем в момент ДТП лицом, не имеющим водительских прав или находящимся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- использование автомобиля в целях, не предусмотренных договором, например для обучения навыкам вождения или в качестве гоночного автомобиля;
- изменение конструкции автомобиля;
- конфискация автомобиля по решению судебных органов или обращение на автомобиль взыскания как на залоговое имущество.
Несогласие с решением страховой компании можно выразить всегда, даже если причины отказа являются неоспоримыми.
Составление претензии
Не существует законодательной регламентации формы и содержания претензии, поэтому составлять ее нужно, руководствуясь здравым смыслом с тем, чтобы претензия доносила до страховой компании суть предъявляемых к ней требований.
В самом общем смысле претензия – это аналог обычной жалобы и содержит примерно те же реквизиты, а именно:
- «шапку», то есть сведения о том, кому направляется претензия и от кого она исходит;
- адрес и контактные данные автора претензии;
- наименование документа, то есть само слово «Претензия», расположенное по центру листа сразу под «шапкой»;
- описание предыстории, то есть включение в текст сведений о наличии договора КАСКО между страховой компанией и автором претензии (с указанием номера и даты заключения договора), а также сведений о страховом случае и последующих действиях страхователя и страховщика;
- перечисление тех действий страховой компании, с которыми страхователь не согласен, и вариант действий, которые страхователь считает правильным. Несогласие с решением страховой компании должно быть мотивированным, то есть основываться на реальных событиях и на подтверждающих документах, таких как заключение эксперта, акт дефектовки и т.д.;
- расчеты причитающихся с точки зрения страхователя выплат;
- перечисление требований к страховой компании в сжатом виде с указанием сумм и банковских реквизитов, на которые эта сумма должна быть перечислена;
- дату направления претензии и подпись ее автора.
Все документы, которые прилагаются к претензии в качестве обоснования требований, должны быть перечислены в столбце «Приложения», который располагается перед датой и подписью.
Направление претензии
Направлять претензию в страховую компанию лучше всего двумя способами, которые позволят получить доказательства вручения, а именно:
- лично или через представителя. В этом случае в страховую компанию следует явиться с двумя экземплярами претензии. Один из экземпляров вручается страховщику, а на втором страховщик проставляет дату получения, подпись и штамп. Опционально может быть указан и регистрационный номер, под которым претензия вписывается в книгу входящей корреспонденции;
- посредством заказного почтового отправления с обратным уведомлением о вручении. При этом следует составить реестр (опись) прилагаемых к письму документов, который заверит почтовый работник.
Ожидание ответа
Не стоит переоценивать значение ответа страховой компании на претензию. Надо быть готовым к тому, что ответ вообще может не поступить. Отсутствие ответа или негативный ответ никак не будут влиять на возможность обращения с иском в судебные органы. Помним о том, что претензия – всего лишь способ мирного урегулирования спора.
Копия претензии может быть приложена к иску в качестве дополнительного доказательства.