Файлы в .DOC:Бланк искового заявления об обжаловании действий должностных лицОбразец искового заявления об обжаловании действий должностных лиц
Назначением рассматриваемого вида дел служит оспаривание решений, действий или бездействия должностных лиц, наделенных государственными властными или публичными полномочиями.
Должностное лицо
Основное условие жалоб, рассматриваемых в данной статье – это обжалование действий должностного лица, по предположению истца нарушившего его законные права и интересы. В порядке административного производства рассматриваются:
- жалобы граждан, касающиеся оспаривания нормативных актов;
- жалобы граждан, касающиеся оспаривания действий (или бездействия) должностных лиц;
- жалобы граждан, касающиеся оспаривания актов, принятых некоммерческими организациями, наделенными некоторыми государственными полномочиями;
- жалобы граждан, касающиеся нарушений их избирательных прав;
- жалобы граждан, касающиеся их гражданского права на осуществление правосудия, в том числе и на исполнение вступившего в законную силу решения;
- жалобы граждан, так или иначе касающиеся деятельности судей;
- иные жалобы, подаваемые государственными органами и должностными лицами в части установления админнадзора и т.д.
Под должностным лицом российское законодательство понимает более широкий спектр функциональных обязанностей. Толкование понятия «должностное лицо» в Российском законодательстве дают несколько нормативных актов – Уголовный Кодекс, КАС РФ, КоАП РФ и т.д.
Эти толкования очень многословны и, по большому счету, нужны только юристам-теоретикам.
Поскольку данная статья является пособием для неюристов, то разумным будет дать самое простое из существующих определений должностного лица: должностное лицо – это работник, обладающий властно-распорядительными функциями, с правом подписи на документах с гербовой печатью организации (учреждения, предприятия и т.д.), в которой он работает. То есть подпись должностного лица порождает права и обязанности граждан, либо нарушает их права и законные интересы.
Так, должностными лицами считаются:
- чиновники, занимающие государственные функции федерального, регионального и муниципального уровня;
- судебные приставы и руководители службы судебных приставов;
- прокуроры;
- государственные инспекторы в любой сфере.
Подсудность
Компетенция в рассмотрении дел административного судопроизводства дифференцирована в зависимости от положения органов, в которых работают должностные лица, чьи действия обжалуются, в общей социальной и государственной иерархии.
Так, Верховный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с:
- требованиями о признании незаконными нормативно-правовых актов федерального значения;
- требованиями о приостановлении деятельности СМИ, работающих на уровне 2 и более субъектов Федерации.
Областным или Верховным судам республик РФ подведомственны дела, связанные с:
- государственной тайной;
- обжалованием выводов квалификационной комиссии судей;
- требованиями о признании незаконными нормативных актов на уровне соответствующего субъекта РФ;
- требованиями о признании незаконными нормативных актов на уровне муниципальной власти;
- требованиями о признании незаконными актов политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня);
- обжалованиями нарушений избирательного права.
Все остальные заявления об обжаловании действий должностных лиц подведомственны судам общей юрисдикции – районным и городским (в зависимости от особенностей территориального устройства).
Подсудность определяется по месту нахождения органа, в котором должностное лицо исполняет свои функции.
Если в качестве заинтересованных лиц будут привлечены несколько должностных лиц, то подсудность избирается по месту нахождения любого из них на усмотрение истца.
Подача жалобы в суд
Сразу отметим, что квалификация признаков должностного лица – довольно сложная задача. Поэтому для составления заявления в суд лучше обратиться к юристу. Дело в том, что запутанные толкования понятия «должностное лицо» в зависимости от нормативного акта, в котором они даются, могут запутать неподготовленного человека, и в результате жалоба на действия должностного лица будет предъявлена к ненадлежащему ответчику.
Следует помнить также, что обращение в суд по данной категории споров возможно только при условии соблюдения досудебного порядка.
Это значит, что истец до обращения в суд должен обратиться с заявлением к должностному лицу с жалобой на его действия и с требованием принять правильное, с точки зрения истца, решение. Отрицательное решение будет основанием для обращения в суд. При этом копию ответа будет необходимо приложить к заявлению в суд.
Учтите, что вы жалуетесь не на должностное лицо, потому что чиновник плохой. Вы жалуетесь на решение, принятое этим должностным лицом, то есть на его действия, как должностного лица.
Отсутствие ответа будет основанием для предъявления в суд жалобы на бездействие должностного лица.
В зависимости от конкретных обстоятельств само название жалобы и ее требования будут видоизменяться. Это может быть:
- жалоба на действия с требованием признать действия должностного лица незаконными;
- жалоба на бездействие должностного лица с требованием признать бездействие незаконным;
- жалоба на действия должностного лица с требованием признать его решение незаконным.
При составлении жалобы в суд не следует указывать фамилию должностного лица. Еще раз напомним, вы жалуетесь не на человека, а на действия или бездействие функциональной единицы, которая, в отличие от человека, является несменяемой. Исключением будет обжалование действий конкретного судебного пристава.
Не будет лишним привлечь в качестве второго ответчика и сам орган, в котором должностное лицо осуществляет свои полномочия. Например, при обжаловании действий судебного пристава желательно привлечь в качестве соответчика также и Службу судебных приставов. В противном случае суд сделает это самостоятельно, что приведен к увеличению сроков рассмотрения дела.
Текст жалобы должен содержать в себе сведения:
- об обращении к должностному лицу с указанием даты;
- о причине обращения к должностному лицу;
- о желаемом результате обращения к должностному истцу;
- о том, почему заявитель считает, что должностное лицо должно было поступить так, а не иначе;
- о том, какое именно законное право заявителя было нарушено действиями или бездействием должностного лица;
- о том, чего именно заявитель хочет от суда.
Подача жалобы облагается госпошлиной в сумме 300 рублей, как спор неимущественного характера.
Сроки
Обжалование действий (бездействия) должностного лица возможно в течение трех месяцев с момента установления факта действия или бездействия, то есть с момента получения отказа либо с момента, когда ответ должен был быть предоставлен, но в силу бездействия не был.