Файлы в .DOC:Бланк извещения о возврате товара поставщикуОбразец извещения о возврате товара поставщику
Говоря о «неправильности», мы имеем в виду не само словосочетание «извещение о возврате…», а чисто юридический аспект. Дело в том, что извещение подразумевает информативные, а не спорно-договорные функции.
В то же время возврат товара поставщику – это следствие неисполнения поставщиком договорных обязательств, как правило, в части поставки качественного товара.
Соответственно, возврат может быть осуществлен с одновременным направлением тех или иных требований по договору поставки.
Письмо или претензия
Причины, по которым полученный товар может быть возвращен поставщику, определены законом. Так, в соответствии со ст. ст. 468, 475 ГК РФ возврат товара по договору поставки может иметь место в следующих случаях:
- несоответствие товара заявленным его характеристикам;
- выявление брака поставленного товара при его приемке;
- сокрытие поставщиком дефектов, имеющихся у товара;
- несоблюдение поставщиком договорных условий об ассортименте товара.
При этом покупатель вправе:
- принять товары, соответствующие договорным условиям и отказаться от той части товаров, которые договорным условиям не соответствуют;
- отказаться от приема всех товаров с одновременным отказом от их оплаты или с одновременным требованием о возврате ранее перечисленной оплаты;
- потребовать замены товаров, не соответствующих договорным условиям;
- принять товары, не соответствующие договорным условиям. Этот пункт, по сути, является подтверждением исполнения поставщиком договорных обязательств и, следовательно, порождает обязательства об оплате товара.
Товар также будет считаться принятым, если покупатель в разумные сроки или в сроки, установленные договором, не сообщит поставщику об отказе в приеме товара или его части. При этом оплату товара покупатель должен будет произвести по цене, установленной договором.
Как мы видим, ГК РФ не содержит в себе четких указаний на то, что информирование поставщика об отказе от приемки или о требовании замены товара должно быть именно в форме претензии.
То есть, если исходить из буквы закона, то информирование может быть осуществлено и в виде письма, и в виде извещения, и в виде простой записки, поскольку закон требует именно известить контрагента, а в какой форме это надлежит делать – не определяет.
При этом законодатель уточняет, что отсутствие вовремя (в разумные сроки) направленного извещения (письма, информации, претензии) будет считаться равносильным приемке товара.
Однако мы хотим обратить внимание наших читателей на один небольшой нюанс. Дело в том, что практически все договоры поставки оформляются по единому образцу. И в этом образце всегда предусмотрен именно претензионный порядок рассмотрения спора. Поэтому мы рекомендуем не отклоняться от буквы договора и оформлять возврат товара либо в виде претензии, либо в виде претензионного письма.
Обоснование претензионного письма
Как мы уже сказали, закон четко определяет причины, по которым товар может быть возвращен поставщику. Соответственно, претензионное письмо о возврате товара поставщику должно содержать в себе не только описание самой причины в соответствии с законом, но и документальное подтверждения факта наличия этой причины.
В качестве документального обоснования применяется акт о выявленных недостатках товара в процессе его осмотра.
Помимо того, что акт упоминается в тексте претензии, он также должен быть направлен поставщику вместе с претензией. Также к претензионному письму прилагается накладная на возврат товара.
Исходя из смысла Письма № 03-07-09/25208 Минфина РФ от 10 апреля 2019 года, счет-фактуру составлять не нужно. Продавец самостоятельно должен оформить корректировочный счет-фактуру.
Разумные сроки направления претензии о возврате товара
Выше мы уже писали, что закон прямо не устанавливает срок, в течение которого покупатель должен направить поставщику претензионное письмо о возврате товара и ограничивается лишь их определением, как разумных (ст.ст. 477, 468 ГК РФ).
Разумность сроков в случае возникновения судебного спора определяется судебной инстанцией субъективно и в зависимости от вида правоотношения.
По договору поставки разумность срока может быть определена исходя из даты поступления товара и даты оформления акта о выявленных недостатках.
В то же время стороны договора поставки могут определить сроки самостоятельно в условиях договора. В этом случае претензионное письмо должно быть направлено контрагенту в срок, определенный при заключении договора.
Составление претензионного письма на возврат товара
Какой-либо определенной формы претензионного письма не существует, то есть составляется оно в свободной форме с включением в текст ряда обязательных элементов.
В рамках данной статьи наши пользователи могут скачать типовой шаблон претензионного письма о возврате товара поставщику и ознакомиться с образцом его заполнения.
В процессе заполнения в шаблон потребуется внести следующие сведения:
- наименование поставщика, которому направляется претензия;
- наименование и основные реквизиты автора претензии – покупателя (если письмо составляется на официальном бланке покупателя, то эти сведения уже будут интегрированы в него;
- реквизиты претензии (номер, дата);
- сведения о договоре поставки, по которому был поставлен товар от поставщика;
- сведения о выявленных недостатках товара (со ссылкой на соответствующий акт);
- изложение требования по товару (возврат, замена и т.д.);
- изложение требования по оплате (отказ от оплаты, требование по возврату предоплаты, реквизиты счета, на который должен быть осуществлен возврат);
- сроки исполнения требований претензии;
- список приложений к претензии (напоминаем, что к претензии следует приложить акт выявления недостатков товара и накладную);
- подпись руководителя.
Составляется претензия в двух экземплярах, из которых один остается у покупателя, а второй направляется поставщику.
Претензия может быть направлена поставщику любым удобным для покупателя способом, но с условием получения подтверждения о вручении претензии адресату.