Коллективная жалоба

Коллективная жалоба может быть написана группой лиц более двух человек по любому правоотношению, которое так или иначе негативно отражается на их правах и защищаемых законом интересах.

Файлы в .DOC:Бланк коллективной жалобыОбразец коллективной жалобы

Вместе или по отдельности

Основанием для написания жалобы может быть некое нарушение закона, которое одновременно задевает интересы и права нескольких лиц. То есть предмет коллективной жалобы всегда однороден. Это может быть нарушение прав потребителя, нарушение общественного порядка, нарушение общественного спокойствия, нарушение трудового законодательства со стороны работодателя и многое другое.

По закону никаких преимуществ по сравнению с индивидуальной жалобой коллективная жалоба не имеет. Однако на практике коллективным жалобам оказывается гораздо большее внимание, поскольку объединенное недовольство граждан – это уже общественный резонанс. А все, что связано с общественным резонансом, рассматривается более быстро и более скрупулезно.

Не менее эффективным способом является массовая подача индивидуальных жалоб по одному и тому же спорному правоотношению. В этом случае инстанция, в которую адресуются жалобы, самостоятельно объединяет жалобы в одном производстве.

Коллективный иск

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ группа граждан в количестве до 20 человек имеет право подачи коллективного гражданского иска по спорным правоотношениям, которые:

  • касаются общих однородных прав истцов;
  • имеют общее основание.

При этом каждый из истцов является самостоятельной стороной дела, то есть может заявлять собственные исковые требования или отказываться от них без оглядки на остальных соистцов.

Подан коллективный иск может быть по тем же основаниям, по которым подается и коллективная жалоба, а именно:

  1. по спорам с управляющей компанией;
  2. по спорам со строительными компаниями и застройщиками;
  3. по спорам, проистекающих из Закона «О защите прав потребителей»;
  4. по спорам с банковскими структурами (коллективные иски вкладчиков);
  5. по спорам с поставщиками коммунальных услуг, например, в случае низкого напряжения в электросети или в случае низкой температуры в отопительной системе;
  6. по спорам с соседями, ведущими антиобщественный образ жизни;
  7. по спорам с работодателем и т.д.

Коллективная жалоба. Часть 1

Данный обзор по коллективным искам является ознакомительным, поскольку тематически не относится к вопросу подачи коллективных жалоб. Поэтому, если вас интересует вопрос о коллективном обращении в суд, рекомендуем ознакомиться с соответствующим материалом на эту тему.

Оформление жалобы

В отличие от исковых заявлений, форма и структура жалобы не регламентируются законодательно. Существующая практика составления жалоб и заявлений базируется на некоторых принципах делового документооборота, а в большей степени на принципах здравого смысла. То есть жалоба должна быть составлена таким образом, чтобы из нее без труда можно было понять кто, от кого и чего хочет.

Требования по грамотному оформлению жалобы или требования по мотивировке жалоб ссылками на законы относятся к категории выдумок Интернета.
Жалоба – это обращение гражданина к государственному органу, который, прежде всего, обязан соблюдать закон и защищать интересы граждан вне зависимости от того, грамотно или с орфографическими ошибками составлена жалоба.

Более того, в штате государственных органов работают штатные сотрудники, получающие заработную плату из средств государственного бюджета как раз за то, чтобы защищать законные права граждан.

Как бы ни была составлена жалоба, она будет принята к рассмотрению, если будет содержать в себе нижеперечисленные структурные элементы:

  1. наименование органа, в который жалоба направляется;
  2. наименование и адрес автора жалобы. В случае коллективных жалоб содержание «шапки» может быть изменено. В качестве автора жалобы можно написать «коллектив работников шестого цеха» или коллектив жильцов дома 2 по улице Мира города Челябинска». А поименно перечислить каждого члена коллектива можно в конце жалобы, с проставлением подписи каждого;
  3. описательную часть, в которой излагается причина написания жалобы. Например «Застройщик, ООО «Тишина», осуществляющий строительство жилого объекта во дворе дома 2 по ул. Мира города Челябинска, не соблюдает строительные нормы. Вокруг строительного объекта разбросан мусор, не возведен забор, строительные работы ведутся до глубокой ночи, мешая отдыху жильцов»;
  4. мотивировочную часть, объясняющую, как, по мнению авторов жалобы, должна развиваться ситуация. Например, «Работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном объеме два раза в месяц. Задерживая выплату вот уже 2 месяца, ООО «Чистые стекла» существенно нарушает трудовое законодательство»;
  5. резолютивную часть, содержащую просьбу авторов жалобы. Например, «Просим принять меры по данной коллективной жалобе, создать строительную комиссию и проверить строительный объект»;
  6. список приложений. В качестве приложений можно использовать любые данные, подтверждающие доводы жалобы – фотографии, справки из бухгалтерий, расчетные листы, акты экспертизы и т.д.;
  7. дату подачи жалобы и подписи авторов. Если имена и адреса заявителей не были перечислены в «шапке», то следует вписать их в рубрике «Подписи». Например: «Иванов И.И., ул. Мира 2 кв.2, Петров П.П. ул. Мира 2 кв.3, Сидоров С.С., ул. Мира 2 кв.4 и т.д.

Коллективная жалоба. Часть 2

Способы направления жалобы

Если сайт учреждения, в которое отправляется жалоба, предусматривает возможность обращений онлайн, то можно этим воспользоваться. Однако документ на бумажном носителе является более надежным, особенно в случае коллективных жалоб, подразумевающих большое количество обратившихся лиц.

Поэтому рекомендуем воспользоваться двумя классическими способами подачи жалоб – лично или посредством почтового отправления. В этом случае у вас будет возможность получить подтверждение факта направления жалобы.

Для этого в случае личной подачи отнесите в учреждение два экземпляра жалобы и попросите у того, кто ее принимает, проставить свою подпись и дату получения на втором экземпляре.

При отправке жалобы по почте не поскупитесь на ценное письмо с обратным уведомлением о вручении.

Когда ждать ответа

В соответствии с законом о порядке рассмотрения обращения граждан срок рассмотрения жалобы равен 30 дням с возможностью продления до 60 дней в случае, если доводы жалобы нуждаются в серьезной проверке.

Процедура рассмотрения жалобы варьирует в зависимости от того, в какую инстанцию вы направили жалобу. Например, если ваша жалоба была отправлена в прокуратуру, то, скорее всего, вас пригласят для дачи письменных объяснений.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии