Коллективная жалоба в прокуратуру

Эффективность коллективной жалобы в прокуратуру обусловлена тем, что само понятие «коллективная жалоба» уже подразумевает некое общественное недовольство и последующий общественный резонанс. Поэтому, как правило, в любой инстанции коллективным жалобам уделяется больше внимание, чем жалобам индивидуальным.

Файлы в .DOC:Бланк коллективной жалобы в прокуратуруОбразец коллективной жалобы в прокуратуру

Компетенция прокуратуры

Следует понимать, что коллективная жалоба в прокуратуру будет по настоящему эффективной в случаях, когда поднимаемый в жалобе вопрос напрямую относится к компетенции прокуратуры. В противном случае жалоба, скорее всего, будет перенаправлена прокуратурой в компетентную инстанцию либо авторам жалобы будет разъяснено, куда именно им следует определиться.

Компетенция органов прокуратуры в нашей стране определена Законом РФ «О прокуратуре». В число функций прокуратуры входят:

  • надзорные функции, то есть осуществление контроля за соблюдением законов;
  • функция законодательной инициативы;
  • функция проверки вновь принимаемых нормативных актов на предмет соблюдения ими антикоррупционного законодательства;
  • функция уголовного преследования и функция контроля за уголовным преследованием;
  • функция участия в отправлении правосудия по уголовным, гражданским и административным делам;
  • функция международного правового сотрудничества и ряд иных функций.

Основная масса жалоб, поступающих в прокуратуру, так или иначе, относится к функциям прокуратуры, связанным с общим надзором за соблюдением законности.

При этом следует понимать, что, осуществляя функции общего надзора, прокуратура, тем не менее, не обладает достаточным механизмом принуждения для того, чтобы ее реакция на нарушение закона привела к быстрому исправлению ситуации.

Поэтому, решив направить в прокуратуру коллективную жалобу, следует подумать о том, не целесообразнее ли подать коллективный иск в суд.

Второй по распространенности темой жалоб в прокуратуру являются вопросы, связанные с уголовным преследованием и с деятельностью работников полиции. В этой части направление жалоб в прокуратуру является очень эффективной процедурой. То есть, если жалоба связана с вопросами возбуждения или прекращения уголовных дел, с вопросами, связанными с работой работников полиции и т.д., то подача ее в прокуратуру будет весьма эффективной для разрешения ситуации.

Выбор адресата

Структура прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная прокуратура;
  • прокуратуры субъектов федерации: республиканские, областные, также включающие в себя военные и прокуратуры на транспорте;
  • прокуратуры города и района.

Каждая из нижестоящих прокуратур подчинена каждой вышестоящей прокуратуре.

Направлять коллективную жалобу можно в любую из прокуратур, перечисленных выше. В конечном итоге она все равно попадет именно туда, куда нужно. Однако для ускорения процесса желательно направить жалобу в ту прокуратуру, которая территориально соответствует месту спорного правоотношения.

Коллективная жалоба

Отличие коллективной жалобы от индивидуальной состоит не только и не столько в количестве авторов жалобы, сколько в том, что некое конкретное правоотношение одновременно задевает права и интересы многих людей. Именно поэтому коллективные жалобы рассматриваются более скрупулезно.

Правил составления коллективной жалобы не существует. Главное, чтобы она содержала ФИО и адреса всех лиц, обращающихся одновременно в прокуратуру и их подписи.

Естественно, что коллективная жалоба должна содержать в себе:

  • описание правоотношения, в связи с которым направляется жалоба;
  • описание того, как и насколько спорное правоотношение задевает общие интересы лиц, написавших жалобу;
  • изложение того, какие меры, по мнению авторов жалобы, должна предпринять прокуратура;
  • дату направления жалобы и подписи ее авторов.

Более подробно о правилах составления коллективной жалобы вы можете на нашем сайте.

Рассмотрение жалобы

Как правило, жалобы рассматриваются прокуратурой в течение 30 дней с момента поступления.

В случае если жалобы хотя бы малой своей частью относится к компетенции прокуратуры, ее авторы будут приглашены для беседы и дачи объяснений. В процессе отбора объяснений прокурор выяснит те моменты, которые не были освещены в жалобе.

По результатам проверки доводов жалобы прокуратура может отреагировать одним из следующих способов:

  • направить жалобу в иную инстанцию по компетенции;
  • самостоятельно принять меры по жалобе;
  • дать разъяснения относительно того, куда следует обратиться;
  • дать разъяснения действующего законодательства.

Если доводы жалобы касаются совершения преступления, то срок ее рассмотрения составит 10 дней. В этот срок прокурор либо выносит постановление о возбуждении уголовного дела, либо отказывает в его возбуждении. В любом случае о результате рассмотрения будет сообщено заявителям.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии