Коносамент

Коносамент – это вариант стандартной товарно-транспортной накладной, применяемый в большей степени при международной перевозке грузов водным транспортом. Так же как и накладная, коносамент является эквивалентом договора на перевозку груза, а значит, включает в себя весь комплекс договорных правоотношений между грузоотправителем и грузоперевозчиком.

Файлы в .DOC:Бланк коносаментаОбразец коносамента

Оформление документа

Договор грузоперевозки в большинстве случаев обладает признаками договора присоединения, при которых грузоотправитель либо принимает договорные условия грузоперевозчика, либо ищет другого перевозчика.

В силу этой причины обязанности и права сторон по договору грузоперевозки морским и речным транспортом являются предустановленными, а значит, интегрированными в типовой шаблон коносамента.

Оформлению коносамента предшествует ряд других действий, включенных в процедуру грузоотправки, а именно:

  • оформление погрузочного ордера со сведениями о товаре и о грузополучателе;
  • осуществление погрузки и получение штурманской расписки;
  • получение коносамента после выхода судна из порта.

Более подробно об особенностях договора морской перевозки можно прочитать в материале нашего сайта.

Виды коносамента

В зависимости от условий погрузки, отгрузки и способа транспортировки, выделяются следующие типы коносамента:

  1. именной (Bill of lading to a named person), в котором указывается конкретное лицо, наделенное правом получения груза;
  2. ордерный (Bill of lading to order), в котором предполагается возможность делегирования прав на груз третьим лицам;
  3. индоссамент, являющийся, по сути, вариантом передаточной надписи;
  4. на предъявителя (Bill of lading to a bearer);
  5. рейсовый, то есть предполагающий перевозку груза на рейсовом судне;
  6. чартерный, то есть предполагающий перевозку груза нерегулярным рейсом;
  7. прямой, то есть от места погрузки к месту назначения одним морским судном;
  8. береговой (Custody bill of lading), то есть предполагающий приемку груза грузоперевозчиком с помещением его на собственный склад;
  9. сквозной (Through bill of lading), то есть предполагающий транспортировку груза с использованием как морских судов, так и наземного транспорта;
  10. с оговорками, выдаваемый грузоперевозчиком в случае принятия к перевозке груза с видимыми следами повреждения;
  11. чистый, выдаваемый грузоперевозчиком при получении груза на отправку без видимых повреждений.

Структура документа

Выше мы уже говорили, что коносамент, как вариант товарно-транспортной накладной, является эквивалентом договора грузоперевозки. Соответственно, в коносаменте должны содержаться все сведения и данные, свойственные стандартному договору.

Так, включению в коносамент подлежат следующие сведения:

  1. о дате и месте заключения договора;
  2. о сторонах договора (строка Shipper);
  3. о судне;
  4. о количестве задействованного в грузоперевозке транспорта;
  5. о портах погрузки и отгрузки (строки Port of Loading и Port of Discharge);
  6. о грузополучателе (строка Consignee);
  7. о грузе (Description of Packages And Goods), включая наименование груза, вес, количество мест, и т.д.;
  8. о маршруте;
  9. об ограничении ответственности грузоперевозчика при форс-мажорных обстоятельствах;
  10. о фрахте (способ оплаты, стоимость и т.д.);
  11. о количестве экземпляров коносамента.

Скрепляется документ подписями контрагентов.

В порте назначения коносамент станет основанием для передачи груза от грузоперевозчика грузоотправителю.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии