Ответы

Ответы в общепринятом смысле – это способ реагирования на вопросы. Ответы в юриспруденции несут ту же смысловую нагрузку с той лишь разницей, что реагирование идет не на вопросы, а на письменные запросы, претензии и требования.

Ниже мы дадим краткую характеристику ответов. Если же вам нужна подробная консультация по тому или иному варианту реагирования, вы можете выбрать интересующий вас материал в рубрике «Ответы».

Право на запрос

Запросы бывают официальные и частные. Прежде чем отвечать на них, следует убедиться, что автор запроса вправе истребовать ту или информацию.

Частные юридические лица вправе получать информацию по вопросам, имеющим к ним непосредственное отношение. Например, и те, и другие обладают правом:

  • истребования информации, касающейся непосредственно их либо лиц, в отношении которых они выступают в качестве законных представителей;
  • истребования информации, имеющей признаки публичной оферты, например, информации о стоимости товаров или услуг, рабочих вакансий и т.д.

Полномочия государственных органов в деле истребования информации намного шире, но и они имеют ряд ограничений. Так:

  • судебные органы, полиция, прокуратура, судебные приставы могут направлять запросы на предоставления любого типа информации, но только при условии, что в их производстве имеется на рассмотрении уголовное, гражданское или административное дело;
  • налоговые органы могут запрашивать любую информацию, касающуюся регистрации юридических лиц, произведенных налоговых выплат, применения налоговых вычетов и т.д.;
  • Министерство обороны и военкоматы вправе получать информацию, относящуюся к обороноспособности страны и к призыву в ряды вооруженных сил РФ и т.д.

Список вариантов является весьма обширным, и нет смысла перечислять полномочия всех государственных и местных органов по направлению запросов. Достаточно знать, что каждая инстанция вправе требовать предоставления информации в пределах предоставленных ей законом функций.

Если определиться сложно, то допускается направление встречного запроса, в котором должна содержаться просьба об уточнении оснований для предоставления информации.

Классическим примером является встречный запрос в судебную инстанцию в случае, если суд не указал, в связи с чем он истребует сведения.

Например: «В адрес поликлиники №2 города Черноморска поступил запрос № 2-1101/21 от 16 марта 2022 года за подписью судьи Гаврилова В.В. В запросе не указано, на основании чего истребуется медицинская карта пациента поликлиники Терешкина А.А. Медицинские карты являются документами с ограниченным оборотом, и для их направления по запросу требуется указать причину, в связи с которой они истребуются».

По такому же образцу встречный запрос может быть направлен в любую инстанцию.

Ответ на запрос

Способов исполнения запроса существует два (встречный запрос нельзя считать исполнением) – положительный и отрицательный. Вне зависимости от варианта исполнения ответ на запрос должен быть письменным.

Положительное исполнение подразумевает отправку требуемой информации или документов. Ответ при этом должен состоять из следующих структурных элементов:

  1. реквизитов организации (предприятия) отвечающей на запрос;
  2. реквизитов ответа – исходящего номера и даты;
  3. наименование (ФИО) лица и адрес гражданина или организации, запрашивающей информацию;
  4. текст ответа. По сути, это давно разработанное клише, состоящее из одного-двух предложений типа «В ответ на ваш запрос № _____ от _______ направляем (сообщаем) следующие документы (следующую информацию»;
  5. список приложений. Данная графа вводится, если по запросу направляются какие либо документы;
  6. подпись должностного лица и чуть ниже, более мелким шрифтом, ФИО исполнителя и его контактные данные.

Способ отправки ответа всецело зависит от ценности направляемой с ответом информации. Применяются:

  • отправка курьером (нарочным);
  • отправка по почте;
  • отправка по почте посредством заказного или ценного письма;
  • отправка бандеролью или посылкой (зависит от объема приложений).

Отрицательный ответ должен содержать в себе объяснение причин, по которым запрос не может быть исполнен. Вариантами здесь могут быть:

  • отсутствие требуемой информации по любой причине от истечения сроков хранения документов до пожара в архиве;
  • отсутствие у автора запроса права требовать информацию.

Ответ будет состоять из тех же структурных элементов, что и положительный, за исключением того, что в тексте будет изложена причина невозможности исполнения.

Ответ на претензию

Прежде всего, нужно знать, что не существует ни единого нормативного акта, который обязывал бы отвечать на претензию.

Даже широко известная ст. 14.15 КоАП, которой так часто пугает продавцов Роспотребнадзор, не содержит в себе требований об обязательном ответе на претензию. Она относится лишь к нарушениям правил торговли, то есть к отказам удовлетворить обоснованную претензию, но никак не к отказу написать ответ на претензию.

Однако неграмотность юристов Роспотребнадзора еще никто не отменял, поэтому, если вдруг вас привлекли к ответственности за то, что вы не написали ответ на претензию – смело обжалуйте постановление в арбитражный суд. Более подробно об этом вы можете почитать на нашем сайте в соответствующем материале.

Ответ на претензию будет обязательным в случае, если это предусматривает договор, заключенный между автором претензии и его контрагентом.

Заметим, однако, что направление ответа на претензию относится к цивилизованным способам ведения деловых отношений. Поэтому не будет ничего плохого, если вы ответите, вне зависимости от того, положительным будет ваш ответ или отрицательным.

10-дневный срок ответа на претензию можно отнести к выдумкам интернета.

Дело в том, что ст.ст. 20-22 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает 10-дневный срок не для ответа, а для удовлетворения претензии, если она будет признана обоснованной. Разумным сроком ответа на претензию можно считать временной промежуток от 10 дней до одного месяца.

Структура ответа на претензию не регламентирована, и составляется он в произвольной форме. В целом ответ на претензию должен состоять из следующих структурных элементов:

  1. реквизитов отправителя ответа (если это юридическое лицо). Как правило, фирменные бланки уже содержат эти реквизиты. Если бланка нет, то их потребуется вписать либо по центру листа, либо после подписи;
  2. реквизитов ответа – даты и исходящего номера;
  3. ФИО (или наименования) и адреса автора претензии;
  4. наименования письма – «Ответ на претензию»;
  5. текста ответа. В него нужно будет включить сведения о самой претензии, о ее требованиях и об отношении автора ответа к предъявленным требованиям;
  6. резолютивной части ответа, например, «на основании изложенного считаем вашу претензию необоснованной»;
  7. подписи.

Наиболее приемлемым способом отправки ответа на претензию следует считать почтовое отправление (желательно, заказным письмом с обратным уведомлением о вручении).

Просмотров: 5604