Файлы в .DOC:Бланк письма о задолженностиОбразец письма о задолженности
То есть вполне возможно написание претензии о наличии задолженности и написание письма об оплате задолженности. И тот, и другой вариант будут равноценными и законными.
Взыскатель
В качестве автора письма о задолженности может выступать лицо, юридическое или физическое, обладающее правом требования выплаты, а именно:
- банки, микрофинансовые организации, заемщики по договорам займов и кредитов;
- управляющие компании и поставщики коммунальных услуг;
- по договорам страхования;
- налоговые инспекции по налоговым задолженностям;
- контрагенты по договорам поставок, оказания услуг, подрядов, аренды, хранения и т.д.
Основание письма
В любом случае в качестве причины, по которой направляется письмо (претензия) о задолженности, указывается факт формирования долга. В свою очередь долг может быть сформирован как из тела долга, так и из процентов по нему или штрафных санкций.
Существует целый ряд договорных и иных правоотношений, по которым претензионный порядок является обязательным. Это значит, что по задолженности, сформировавшейся по такому правоотношению, претензию следует направить обязательно.
В противном случае взыскание задолженности через суд будет невозможным.
Так, обязательный претензионный характер рассмотрения имеют следующие споры по задолженности:
- по обязательным платежам;
- по недоимкам;
- по налоговым санкциям (пеня, штрафы, пошлины);
- по арендным отношениям;
- по выплатам ОСАГО;
- по грузоперевозкам;
- по пассажироперевозкам;
- по туристским продуктам.
Следует понимать, что не всякая задолженность превращается в спор, поскольку адресат претензии вполне может удовлетворить требование по оплате и погасить долг.
Но в случае отказа оплатить задолженность становится спором всегда. Именно этим и определяется досудебный характер претензий о задолженности. То есть в случае удовлетворения требований письмо (претензия) остается просто письмом, а в случае отказа – обязательным досудебным документом.
По правоотношениям, для которых претензионный способ рассмотрения споров не является обязательным, направление письма о задолженности – это свободная опция, поскольку в суд можно обратиться и без того. Но можно попытаться не доводить дело до суда, тем более что направленная претензия станет одним из обоснований иска.
Содержание письма
Форма и содержание письма о задолженности (претензии) никак не регламентированы, а это значит, что при его составлении следует руководствоваться здравым смыслом и основными правилами делопроизводства, смысл которых сводится к тому, что любое деловое письмо должно содержать следующие сведения:
- кому оно направляется;
- от кого оно исходит;
- для чего оно написано;
- чего хочет автор письма.
Наиболее полно этим требованиям отвечает общепринятая структура деловых писем, состоящая из следующих блоков:
- «шапки» письма, то есть перечисления наименований и реквизитов адресата и автора письма;
- наименования документа. В нашем случае это будет либо претензия об оплате задолженности, либо письмо о задолженности;
- описательной части, в которой следует изложить, какова общая сумма задолженности, как она сформировалась и в связи с чем;
- мотивировочной части, содержащей в себе расчеты задолженности, включая пеню, неустойку и т.д.;
- резолютивной части, содержащей просьбу автора о погашении задолженности, описание способа и сроков погашения;
- дату направления письма и подпись автора.
Ожидание ответа
В идеале срок ответа на претензию составляет 30 дней, по аналогии с ответами на обращения граждан в государственные органы.
Однако уточним, что не существует ни единого нормативного акта, который устанавливал бы срок ответа на претензию. Это значит, что ответ на претензию может вообще не поступить. Впрочем, для обращения в суд важно не наличие ответа, а лишь факт направления претензии.
Должник может выбрать один из следующих вариантов реагирования на письмо о задолженности:
- согласиться с наличием долга и оплатить его;
- попросить о рассрочке либо отсрочке оплаты, либо представить гарантийное письмо на оплату;
- письменно оспорить наличие задолженности;
- проигнорировать претензию.
Способ направления
Мы уже говорили о том, что на претензию можно вообще не получить ответа. Поэтому желательно, чтобы сам факт отправки письма о задолженности был документально зафиксирован, особенно по правоотношениям с обязательным досудебным претензионным порядком рассмотрения споров.
Способы фиксации могут быть следующими:
- вручить письмо (претензию) лично с отбором расписки в получении;
- отправить претензию посредством заказного письма с обратным уведомлением о вручении.
При обращении в суд доказательства отправки претензии будет необходимо приложить к исковому заявлению.