Файлы в .DOC:Бланк положения о коммерческой тайнеОбразец положения о коммерческой тайне
Законодательные основы
Федеральное законодательство дает определение коммерческой тайны, как информации, которая помогает организации (ФЗ No98 от 27 июля 2004 года):
- увеличить ее доходы;
- минимизировать неоправданные расходы;
- извлечь коммерческую выгоду.
В широком смысле под коммерческой тайной понимается информация обо всех технологических, информационных, организационных и иных составляющих бизнеса определенной организации, которые, став известны третьим лицам, могут если не навредить организации, то уменьшить извлекаемую ей из ведения бизнеса выгоду.
То есть информация, входящая в коммерческую тайну, имеет ценность для организации именно потому, что она неизвестна третьим лицам.
Что можно отнести к коммерческой тайне
Следует помнить, что есть сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, например:
- сведения из учредительных документов организации, подтверждающие факт внесения организации в ЕГРЮЛ, определяющие право организации вести предпринимательскую деятельность;
- сведения о численности и составе работников, сведения о наличии вакансий, об оплате труда, о задолженности организации по оплате труда;
- сведения об охране труда, о загрязнении окружающей среды;
- сведения, обязанность по раскрытию которых предусмотрена федеральным и иным законодательством.
Для того чтобы сориентироваться в том, можно ли относить ту или иную информацию к коммерческой тайне, рекомендуется при разработке Положения опираться на следующие нормативные акты:
- закон от 29 июля 2004 года No 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
- закон от 27 июля.2006 No 152-ФЗ «О персональных данных»;
- закон от 27.07.2006 No 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Регулирование неразглашения коммерческой тайны
Законодательство не оговаривает какого-то обязательного способа регламентации коммерческой тайны. В организациях в целях регламентации коммерческой тайны используются в равной степени часто следующие варианты:
- создание отдельного нормативного акта — Положения о коммерческой тайне (о защите коммерческой тайны, о неразглашении);
- внедрение пунктов, касающихся коммерческой тайны, в Правила внутреннего трудового распорядка;
- внесение пунктов о коммерческой тайне в трудовой договор.
Все определяет специфика организации и объем коммерческой тайны.
Структура
Положение о коммерческой тайне не имеет утвержденной законом формы и составляется по аналогии с другими нормативными локальными актами организации. На нашем сайте имеется бланк Положения, которым можно воспользоваться для своих нужд. Примерная структура Положения выглядит следующим образом:
- общие положения — для чего разработан документ, на основании каких нормативных актов осуществлялась разработка, сфера действия документа, основные термины и определения, применяемые в документе;
- порядок отнесения сведений к коммерческой тайне;
- порядок предоставления, ограничения и прекращения доступа работников организации к коммерческой тайне;
- порядок работы с коммерческой тайной, в том числе, порядок предоставления этих сведений третьим лицам;
- ответственность за несанкционированное разглашение коммерческой тайны;
- заключительные положения.
Утверждение и ознакомление
Положение о коммерческой тайне вводится в действие приказом руководителя организации. На титульном листе Положения или в «шапке» ставится гриф утверждения, состоящий из:
- надписи «УТВЕРЖДАЮ»;
- наименования должности руководителя, ФИО, наименования организации;
- подписи руководителя;
- даты утверждения.
В приказе оговаривается дата вступления в силу Положения и, в случае необходимости, отмены старого документа.
С Положением должны быть ознакомлены все работники предприятия, работающие с коммерческой тайной. Ознакомление осуществляется под подпись на листе ознакомления или в журнале ознакомления работников с нормативными локальными актами организации. После вступления в силу документ становится обязательным для всей работников организации.