Претензии

Конфликты могут решаться двумя способами: досудебный и судебный. Часто судебному разбирательству предшествует досудебная попытка урегулирования. Иногда подобный порядок обязателен. Именно в рамках досудебного разбирательства используется такой инструмент, как претензия.

Когда составляется претензия?

Претензия — это требование, заключающееся в устранении какого-либо правонарушения. Основная его функция – восстановление прав заявителя. Адресатом его является продавец, исполнитель, другое лицо, предоставившее некачественную услугу или продавшее некачественный товар. Составляется документ при этих обстоятельствах:

  • Приобретен бракованный товар.
  • Оказаны некачественные услуги.
  • Кредитное учреждение нарушило права своего клиента.
  • Приобретенная услуга была предоставлена позже сроков, указанных в документе.

Составление претензии отличается этими преимуществами:

  • Предупреждение судебного разбирательства.
  • Экономия денег и времени.
  • Быстрое удовлетворение требований заявителя.
  • Отсутствие судебных издержек.
  • Нет необходимости в подготовке пакета документов.

Досудебное урегулирование конфликта выгодно для всех сторон, а потому претензия является очень актуальным документом.

Обязательно ли подавать претензию?

Ранее претензия составлялась исключительно по желанию заявителя. Однако в 2016 году все изменилось. Тогда в ГК были внесены поправки. Теперь досудебное регулирование конфликта – это обязательная мера перед обращением в суд. Следовательно, составление претензии – это обязательный этап решения конфликта.

В статье 4 АПК указано, что дела гражданско-правового характера рассматриваются судом только по прошествии 30 суток с даты отправки претензии. Правило это актуально для финансовых дел. К примеру, это может быть передача денег и ценностей. Однако этот порядок может не соблюдаться при рассмотрении этих дел:

  • Банкротство.
  • Корпоративные конфликты.
  • Судебное производство.
  • Защита общественных интересов.

В указанных случаях претензия также может составляться, но это уже будет добровольное решение заявителя. Наличие этого документа – дополнительный аргумент в суде. Он повышает шансы на положительное рассмотрение дела.

ВАЖНО! Если лицо не отправит претензию, когда делать это нужно в обязательном порядке, его иск просто не примут в суде.

ВНИМАНИЕ! Основная функция претензии – доказательство того, что лицо пыталось решить проблему в досудебном порядке.

Особенности составления

Документ будет принят судом только в том случае, если он правильно составлен. Утвержденного образца претензии нет. Основа документа – это стандартное деловое письмо. Оно включает в себя эти реквизиты:

  • Основные сведения об отправителе и получателе (ФИО, наименование ЮЛ, юридический адрес, контакты).
  • Наименование документа (из него должно быть понятно предназначение бумаги).
  • Основание появления правоотношений, в рамках которых возник конфликт (к примеру, договор купли-продажи).
  • Ссылки на законы, подтверждающие позицию заявителя.
  • Требования заявителя.
  • Срок, в течение которого должен быть отправлен ответ.
  • Предупреждение об обращении в суд в случае отсутствия ответа.

Требования, зафиксированные в документе, должны быть хорошо сформулированы. Не допускается туманных и двусмысленных формулировок. Каждое положение претензии должно подтверждаться. Для этого используется дополнительная документация, которую нужно приложить к основному документу.

Важно правильно указать сроки ответа на претензию. Они должны быть реальными, иначе у суда возникнут вопросы. Реальный срок – это тот, который не обременит получателя. Он должен успеть составить ответ за отпущенное время.

Если требованием получателя является возврат денег, нужно указать сумму неисполненных обязательств. Сумма может включать в себя компенсацию издержек, пени и штрафы, компенсации. Требуется учитывать и это правило – указываемая сумма должна соответствовать той, которая будет фигурировать в иске.

Особенности отправки претензии

Отправителю нужно будет доказать, что он действительно отправлял претензию. Особенно это важно, когда составление документа является обязательной мерой. Существует несколько способов отправить претензию:

  • Личное вручение.
  • Отправка письма с уведомлением о вручении.
  • Отправка электронного письма.

Последний вариант считается наименее надежным, так как некоторые суды не принимают распечатку документов при рассмотрении дела.

ВАЖНО! Если к претензии прилагаются документы, доказывающие позицию заявителя, нужно зафиксировать их перечень.

Просмотров: 135