Файлы в .DOC:Бланк претензии к работодателюОбразец претензии к работодателю
Есть ли смысл писать претензию
Претензию вряд ли можно отнести к действенным способам решения проблем, возникающих в отношениях работника и работодателя. Дело в том, что действия работодателя редко бывают спонтанными.
Это значит, что любой свой акт работодатель так или иначе обосновывает и обдумывает, таким образом, претензия, не обязывающая его не только удовлетворить содержащиеся в ней требования, но даже просто ответить на нее, вряд ли способна принести хоть какой-то результат.
Тем не менее, написание претензии бывает оправданным, например, в случаях, когда:
- спор для работодателя не принципиален, и он может удовлетворить требования работника, дабы не провоцировать инициацию гражданского судопроизводства;
- написание претензии вызвано необходимостью приостановить сроки исковой давности. Такое может случиться, если по каким-то причинам срок исковой давности подходит к концу, и работник не успевает подать иск в суд;
- написание претензии вызвано необходимостью создать дополнительную доказательственную базу для суда, например, в случае, когда у работника нет подтверждения факта наличия трудовых отношений с работодателем.
Причины для написания претензии работодателю
Мотивами, которые могут лечь в основу претензии, могут быть любые нарушения трудового договора и трудового законодательства в целом. Нарушения могут быть реальными или существующими только с точки зрения работника.
То есть ошибочность суждения работника не будет ограничивать не только его право на подачу претензии, но и его право обращения в суд или в органы прокуратуры.
С учетом презумпции вины ответчика в гражданском праве обязанность доказывания неправоты работника лежит на работодателе.
Как показывает практика, наиболее частыми причинами написания претензий работодателю являются:
- необеспечение работника средствами индивидуальной защиты;
- неправомерное (с точки зрения работника) привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности;
- неоплата сверхурочной работы в соответствии с законодательством;
- неверное начисление страховых взносов;
- отказ в предоставлении отпуска и т.д.
Более серьезные споры, связанные, например, с увольнением работника, с задержкой выдачи трудовой книжки и т.д. редко бывают основанием для написания претензии, поскольку такие споры, как правило, сопряжены с денежными компенсациями, а потому сразу оформляются в виде искового заявления.
Сроки подачи претензии
Поскольку внесение претензий не является обязательной процедурой, закон не регулирует сроки подачи претензии. Поэтому сроки подачи претензии исчисляются в зависимости от сроков исковой давности по аналогичным спорам.
Таким образом, при написании и подаче претензий следует исходить из соображений о том, что подавать претензию нужно так, чтобы в случае отказа в удовлетворении претензии у работника оставался в запасе срок исковой давности для подачи иска.
Сроки исковой давности по трудовым спорам варьируются в зависимости от вида спорного правоотношения и составляют:
- один месяц на обжалование незаконного увольнения. Срок исчисляется с момента получения соответствующего приказа;
- три месяца на обжалование нарушенного права;
- один год на взыскание заработной платы и прочих выплат, в том числе и при увольнении. Срок исчисляется с даты, в которую выплата должна была состояться, но не состоялась.
Разумеется, предъявление претензии работодателю возможно и с пропуском срока исковой давности. Это опять-таки связано с тем, что сроки подачи претензии по трудовым спорам не регламентированы. Работодатель в любом случае примет претензию и рассмотрит ее.
Проблема появится только в случае, если претензию работодатель не удовлетворит, а в суд работник уже не сможет обратиться в связи с пропуском срока давности обращения.
Форма претензии
Претензия подается в письменной форме. Не существует какого-либо законодательного акта, который в той или иной степени определял бы форму претензии, из чего следует, что пишется она в произвольной форме.
Начинается претензия с «шапки», то есть с указания того, кому предназначена претензия и от кого она исходит. «Шапку» следует расположить в правом верхнем углу листа.
Сразу под шапкой вписывается наименование документа – «ПРЕТЕНЗИЯ» и под наименованием располагается ее описательная часть. В описательную часть входит:
- указание на факт наличия трудовых отношений – трудового договора;
- описание сути конфликтной ситуации и доводы, обосновывающие мнение работника о том, что действия работодателя являются незаконными.
Заканчивается описательная часть словом «требую» или «прошу», после которых начинается резолютивная часть, включающая в себя непосредственные требования работника к работодателю.
Рекомендуется в резолютивную часть вписывать предупреждение о том, что претензия написана в порядке досудебного рассмотрения спора. Есть пусть малый, но шанс, что подобная приписка убедит работодателя не доводить дело до суда.
Если к претензии прилагаются какие-либо подтверждающие или уточняющие документы, то их список располагается в разделе «Приложение» в левом нижнем углу листа.
Заканчивается претензия указанием даты ее подачи и подписью работника.
Вручение претензии
В случае потенциального перехода спора с работодателем на рассмотрение судебной инстанции, важно иметь сведения о том, что претензия была направлена. Поэтому при подаче претензии важно получить подтверждение того, что она была вручена. Получить подтверждение можно двумя способами:
- вручить претензию лично или через представителя. Претензия при этом вручается в двух экземплярах, на одном из которых должностное лицо проставляет штамп о приеме и регистрационный номер. Экземпляр со штампом остается у работника;
- отправить претензию заказным письмом с обратным уведомлением о вручении. Желательно составить к почтовому отправлению опись вложений, которую заверит почтовый работник.