Файлы в .DOC:Бланк претензии о возмещении ущербаОбразец претензии о возмещении ущерба
Виды материального ущерба
Получить материальный ущерб можно тысячью разных способов, от затопления квартиры до повреждения автомобиля в ДТП. Помимо этого, ущерб может быть причинен в результате:
- продажи некачественного товара;
- оказания некачественной услуги;
- уголовного преступления;
- административного правонарушения и т.д.
Виновником в причинении ущерба может быть физическое лицо, юридическое лицо, органы местной власти и само государство. Вопросы, связанные с предъявлением претензий о погашении материального ущерба, причиненного торговыми агентами либо поставщиками услуг, обычно освещаются в статьях с соответствующим названием. Поэтому мы остановимся на проблемах, связанных с материальным ущербом, проистекающим из непосредственного причинения вреда, умышленно или по неосторожности.
Ущерб здоровью
Как правило, причинение этого вида ущерба возникает в результате:
- преступления;
- административного правонарушения;
- некачественно оказанной медицинской услуги.
Соответственно, виновными в причинении подобного ущерба могут быть как физические лица, так и государственные структуры, например Министерство здравоохранения.
Размер ущерба устанавливается по результатам медицинских экспертиз и по затратам на лечение.
Ущерб здоровью, причиненный в процессе совершения преступления, как правило, взыскивается одновременно с приговором суда в порядке гражданского иска. Однако случается, что преступник не привлекается по тем или иным причинам к уголовной ответственности, например, при освобождении от ответственности лица, в отношении которого психиатрическая экспертиза сделала вывод о невменяемости на момент совершения преступления. В таких случаях материальные претензии предъявляются к родственникам или опекунам виновного.
Претензии по поводу ущерба, причиненного в результате некачественного медицинского лечения, могут быть предъявлены как конкретному медицинскому учреждению, так и Министерству здравоохранения.
Ущербы в результате административного правонарушения взыскиваются с виновного лица после вынесения решения об административном наказании. При этом постановление об админнаказании будет считаться доказательством факта причинения ущерба, но не его суммы. Например, виновник в совершении ДТП будет наказан за нарушение правил дорожного движения, а хулиган – за нарушение общественного порядка, а вот ущерб, нанесенный их действиями здоровью пешехода или прохожего, будет доказывать сам пешеход или прохожий в гражданском порядке.
Порча имущества
Нанесение ущерба путем повреждения имущества – наиболее часто встречаемый вид ущерба. Способов порчи имущества существует множество:
- повреждение автомобиля в ДТП;
- затопление квартиры;
- неумышленный поджог;
- вандализм и др.
Доказательствами порчи могут служить акты экспертиз, протоколы административного правонарушения, акты органов жилищного управления и другие.
Кому предъявляется претензия
Чаще всего претензия направляется лицу или организации, виновной в причинении ущерба. Также адресатами претензии могут быть:
- родители (опекуны, усыновители) несовершеннолетнего, виновного в причинении ущерба;
- родители (опекуны, усыновители) виновного в причинении ущерба, но признанного невменяемым;
- работодатель лица, виновного в причинении ущерба. Подобные претензии предъявляются в случае, если ущерб был нанесен лицом, который исполнял свои служебные обязанности (тракторист, по ошибке снесший клумбу, водитель троллейбуса, признанный виновным в ДТП и т.д.);
- владелец источника повышенной опасности (как правило, подобное происходит при взыскании ущерба по ДТП, когда виновный в ДТП управлял чужим автомобилем);
- головная организация в случаях, когда ущерб причинен подчиненным ей субъектом (филиалом, отделением);
- государственный орган в случаях, когда ущерб был причинен государственным служащим (например, при незаконном задержании).
Как составить претензию
Претензия – это единственный юридический документ, составление которого совершенно не регламентируется. В силу этого, писать претензию можно как угодно. Главное, чтобы она содержала в себе сведения о том, кому она направляется, от кого, и чего хочет ее составитель.
Составляется претензия по общему правилу написания заявлений и начинается с «шапки», то есть наименований лица, которому направляется претензия и лица, от которого претензия исходит, с указанием их адресов и других известных контактных данных.
Под шапкой располагается название документа. Можно написать слово «Претензия», а можно и «требование», и «заявление». Ошибки не будет.
В описательной части излагается предыстория причинения ущерба, то есть перечисляется, когда, при каких обстоятельствам и кем был причинен ущерб.
В эту же часть входят:
- перечисление доказательств причинения ущерба (постановление об административном наказании, приговор суда, постановление о прекращении уголовного дела и т.д.);
- сумма ущерба и его расчет;
- перечисление доказательств причинения ущерба конкретным лицом (адресатом претензии либо другим лицом, за действия которого отвечает адресат претензии;
- ссылки на законодательство (не обязательно);
- указание реквизитов, на которые предлагается перечислить деньги.
За описательной частью, со слова «Требую», начинается резолютивная часть претензии. В ней указывается полная сумма ущерба и требование по ее выплате.
Заканчивается резолютивная часть рубрикой «Приложения». В рубрике, под номерными знаками, перечисляются все прилагаемые документы, обосновывающие претензию.
Заканчивается документ датой составления и подписью составителя.
В резолютивной части, при желании, можно указать также, что претензия носит характер досудебного рассмотрения спора.
Как вручить претензию
Существует три основных способа вручения любого документа – лично, почтовым отправлением или электронным письмом. Способы отправки факсом, телефонограммой или смс менее распространены и применяются в тех случаях, когда досудебный порядок рассмотрения спора является обязательным. Для претензии о возмещении ущерба наиболее предпочтительными будут или личное вручение под роспись, или отправка письмом с обратным уведомлением о вручении. Особо беспокоиться о доказательствах вручения не стоит. Претензия по данной категории споров – всего лишь попытка мирно договориться и никоим образом не влияет на дальнейшее рассмотрение спора в суде.
Ждать ли ответа
В интернете существует множество советов относительно срока, в который должен поступить ответ на претензию. Однако сроки имеют значения тогда,
когда предъявление претензии является обязательной по закону. И даже в этом случае отсутствие ответа не влияет на рассмотрение дела в суде.
Как правило, ответы на претензию поступают от юридических лиц и государственных органов, поскольку законодательство обязывает их отвечать на любое обращение граждан в срок от 10 дней до 1 месяца.