Файлы в .DOC:Бланк претензии об утере багажаОбразец претензии об утере багажа
Понятие багажа
Багаж – это некие упакованные материальные ценности, принадлежащие пассажиру и транспортируемые перевозчиком одновременно с пассажиром, но отдельно от него, например, в отсеках для багажа.
Материальные ценности, перевозимые пассажиром без сдачи их в багажное отделение, будут считаться не багажом, а ручной кладью, а потому ответственность за их сохранность всецело лежит на пассажире, а не на перевозчике.
Правовая регламентация
Государственное регулирование правоотношений в сфере пассажирских перевозок дифференцируется в зависимости от вида этих перевозок.
Так, авиаперевозки на внутренних линиях регламентированы Воздушным кодексом РФ (ст.126 ВК РФ), а те же перевозки на международных линиях – в соответствии с положениями Монреальской Конвенции 1999 года об унификации правил осуществления международных авиаперевозок.
К данной конвенции Россия присоединилась в 2017 году и с тех пор, по правилу доминирования международных соглашений, все спорные вопросы, связанные с воздушными перевозками, регламентируются отечественным законодательством (ст.127 ВК РФ) ровно до тех пор, пока оно не противоречит положениям Конвенции.
Багаж, груз, почта
Воздушный кодекс РФ устанавливает ответственность авиаперевозчика за сохранность перевозимого груза. Основанием для возникновения ответственности является заключенный договор перевозки. Применительно к авиатранспортировке выделяются три подвида договоров, а именно:
- договор авиаперевозки пассажира;
- договор авиаперевозки груза;
- договор авиаперевозки почты.
Положения, касающиеся транспортировки багажа, всецело интегрируются в договор перевозки пассажира, то есть не выделяются в отдельный подвид. А значит, ответственной за сохранность багажа является авиакомпания, заключавшая договор перевозки с пассажиром, вне зависимости от того, являлась ли она реальным перевозчиком материальных ценностей пассажира.
По сути пассажира не интересует, как будет транспортироваться его багаж. Главное – сдать его при посадке в самолет и получить при высадке. Поэтому перевозчик вправе заключать с другой авиакомпанией договор на перевозку багажа своих пассажиров, но ответственность перед пассажиром будет нести он, а не его контрагент.
Обязательно ли писать претензию
ГК РФ предусматривает ряд договоров, по которым досудебное разбирательство спора является обязательным.
Уточним момент с «досудебностью». Прежде всего, надо знать, что любая претензия – это досудебное действие по рассмотрению спора, возникшего с контрагентом. Дойдет этот спор до суда, или не дойдет – всецело выбор участников спора. Если дойдет – то претензия получит статус досудебной процедуры и будет принята судом во внимание, а если не дойдет – она так и останется претензией.
Однако следует учитывать, что закон устанавливает целый ряд договорных споров, по которым направление претензии – это обязательная процедура.
Это не означает, что хочешь или не хочешь – а претензию писать надо. Это означает, что если претензия не будет иметь места, то в суд потерпевшая сторона обратиться не сможет.
Так, ГК РФ предусматривает обязательный претензионный порядок рассмотрения спора для:
- договоров перевозки грузов;
- договоров авиаперевозок груза и почты;
- договоров перевозки пассажиров и груза автомобильным транспортом;
- договоров перевозки грузов морским транспортом.
Как мы видим, в списке нет договоров перевозки пассажиров воздушным транспортом, а значит, пассажир вполне может, при желании, обойтись без претензии и обратиться сразу в суд. Примерно то же самое говорит и ст. 126 Воздушного кодекса, гласящая, что подача претензии – это право, а не обязанность пассажира.
Однако следует учитывать, что обязательность претензии, как досудебной процедуры, могут устанавливать или сами договоры перевозки пассажиров или иные нормы права, а это означает следующее:
- если пассажир купил авиабилет, то есть заключил договор присоединения к условиям воздушной перевозки, он принял все условия, поставленные в договоре авиаперевозчиком. Факт заключения договора – это авиабилет и квитанция на перевозку багажа. Именно в них мелкими буквами прописываются условия договора. Придется прочитать этот текст. Если в нем претензия – это обязательное условие, то в случае утери багажа потребуется ее написать. Если этого условия нет – можно писать иск сразу в суд;
- если пассажир купил авиабилет на международный рейс, он принял условия Монреальской Конвенции, и, в силу ст.127 Воздушного кодекса, при возникновении спора с авиаперевозчиком по поводу багажа он уже будет обязан внести досудебную претензию.
Проблемы с багажом
Утеря багажа или его части – не единственное основание для предъявления претензии. В равной степени претензия может быть предъявлена и в случае повреждения или порчи багажа даже при условии его сохранности в количественных показателях.
В силу положений ст.15 ГК РФ гражданин, имуществу которого был нанесен ущерб, вправе требовать возмещения убытков при условии, что причинение ущерба будет доказано.
Следует понимать, что авиакомпания не является той структурой, которая вправе производить оценку доказательств. Этим правом обладает только суд. Поэтому в претензии особо доказывать ничего не следует, тем более что Монреальская конвенция устанавливает для авиакомпаний обязанность возмещения ущерба по утере багажа в компенсаторном (среднем) размере, а не в размере, заявленном пассажиром. Так, в соответствии со ст. 119 ВК РФ, авиакомпания компенсирует:
- багаж, сданный с объявлением его стоимости, — по заявленной стоимости;
- багаж, сданный без объявления стоимости, – по 600 рублей за кг веса.
Законодательство в этом смысле исходит из того, что слишком высокие требования пассажира по стоимости утерянного или поврежденного багажа не оправданы и не доказуемы. В принципе, это вполне логично, поскольку багаж высокой стоимости должен быть соответственно застрахован и оплачен по повышенной перевозочной ставке.
Оформление претензии
Обычно, давая консультации по тем или иным вопросам, мы стараемся предельно облегчить для наших пользователей задачу самостоятельного решения спорных вопросов.
Поэтому, в рамках данной консультации, мы отметим, что закон не содержит никаких требований в части оформления и содержания претензий. Более того, нет никакой необходимости вставлять в текст претензии выдержки из ГК, или цитаты из Монреальской конвенции. Это совершенно не нужно.
Претензия должна четко отвечать на несколько вопросов:
- от кого она исходит;
- кому направляется:
- кто, чего, сколько и по какой причине требует.
Кроме того, следует учитывать и степень сервиса той или иной авиакомпании. Многие из них предлагают шаблоны претензий или возможность составить претензию непосредственно в аэропорту с помощью представителя этой компании. Если представителя на месте нет, значит, есть возможной позвонить в авиакомпанию и устно известить их об утере багажа, потребовав сообщить реквизиты для написания претензии.
Для вашего удобства мы разработали стандартный шаблон претензионного письма в авиакомпанию, который вы можете скачать и использовать после внесения в шаблон сведений о ваших конкретных обстоятельствах.
Приложения к претензии
В соответствии со ст. 125 ВК РФ, правом предъявления претензий к авиакомпаниям по поводу утеря багажа обладают:
- пассажир, сдавший багаж, или его доверенное лицо;
- страховщик, застраховавший утерянный багаж.
При этом право на подачу претензии должно быть подтверждено соответствующим документом. Так:
- пассажир подтверждает свое право авиабилетом, посадочным талоном, багажной биркой, копией удостоверения личности;
- доверенное лицо обязано предоставить те же документы, что и пассажир, плюс доверенность от пассажира и свое удостоверение личности;
- страховщик предоставляет копию договора страхования и копию документа, подтверждающего регистрацию страхового случая и выплату страхового вознаграждения.
Помимо этого обязательного списка опционально можно приложить любой документ, подтверждающий факт наличия в утерянном багаже того или иного имущества.
Срок подачи
В соответствии со ст. 126 ВК РФ, претензии к авиаперевозчику внутренних Российских линий могут быть заявлены в срок до шести месяцев со дня обнаружения факта утери или повреждения багажа. Поскольку багаж получается пассажиром почти сразу после приземления, то, по сути, днем начала течения срока будет день события, то есть утери багажа.
В силу положений ст. 127 ВК РФ, претензию об утере багажа или повреждении багажа на международных рейсах следует подать в срок до 18 месяцев со дня события.