Файлы в .DOC:Бланк претензии по договору подрядаОбразец претензии по договору подряда
Обязательства сторон
В силу договора подряда исполнитель принимает заказ на выполнение определенного вида работ или услуг в установленный сторонами срок. Заказчик, в свою очередь, принимает на себя обязательство не только принять и оплатить уже выполненную работу, но и обеспечивать исполнителя необходимыми материалами, орудиями труда и специальной техникой в течение всего периода исполнения заказа.
Помимо этого за заказчиком могут быть закреплены функции поэтапной приемки выполненных подрядчиком работ, проведение экспертиз на определенных стадиях работ и т.д.
Таким образом, договор подряда станет исполненным только в результате совместной деятельности обеих договаривающихся сторон.
Основания для претензии
Любое отклонение сторон от условий договора может привести к превышению смет, нарушению сроков выполнения заказа или ухудшению качества выполненных работ, а следовательно может стать причиной предъявления претензий любым из контрагентов.
Как показывает практика, наиболее частыми причинами, повлекшими предъявление претензии, являются:
- смещение сроков выполнения договорных обязанностей;
- некачественное выполнение работ или качественное, но с нарушениями требований заказчика;
- задержки в поставке материалов, инструментов и оборудования, вызывающие простой подрядчика;
- изменение стоимости работ любой из сторон;
- требования по оплате неустоек, пени и штрафов;
- причинение контрагентом убытков;
- требования выплаты компенсации;
- неоплата или несвоевременная оплата выполненных работ.
Следует знать, что претензия по договору подряда не относится к категории обязательных. Это значит, что стороны имеют право обратиться в суд без условия предварительного направления претензии своему контрагенту.
Внесение претензии может стать обязательным в двух случаях:
- сам договор подряда предусматривает досудебный порядок рассмотрения споров;
- претензия касается досрочного расторжения договора или его изменения.
Форма и содержание претензии
Способ написания претензии и ее форма не регламентируются ни одной правовой нормой. В известной степени претензия – это эквивалент обычного заявления, но содержащего в себе не просьбу, а требования. Характерной особенностью претензии является тот факт, что исходить она может только из условий договора, и обмениваться претензиями могут только договорные контрагенты.
С учетом того, что контрагентами по договору могут быть как юридические, так и физические лица, можно сказать, что форма претензии определяется субъектным составом договора.
Претензии от юридических лиц должны отличаться деловым стилем и быть юридически грамотными. Что же касается претензий, составленных физическими лицами, то главное требование для них – это внятность изложения.
Так, претензия должна недвусмысленно доносить до адресата суть предъявляемых требований и их обоснование. Для того чтобы это условие было соблюдено, претензия должна содержать в себе:
- наименования (имена) и адреса сторон договора, вписанные по форме «кому» и «от кого»;
- оглавление, то есть само слово «претензия»;
- сведения о договоре, на основании которого вносится претензия. В нашем случае это должен быть «договор подряда № ____ от ______________ года»;
- изложение нарушенных контрагентом пунктов договора и причиненных в результате этих нарушений убытков, неудобств и т.д.;
- обоснование предъявляемых требований. То есть если речь идет о взыскании неустойки или пени, то должен был представлен расчет истребуемых сумм;
- предложение выполнить требования претензии в порядке мирного урегулирования спора с предупреждением о том, что претензия является досудебной;
- сжато изложенный список требований;
- дату составления претензии и подпись ее автора. Если автор претензии – юридическое лицо, то подписана она должна быть должностным лицом, имеющим право подписания претензий.
В обоснование требований следует приложить документальные подтверждения. Например, если речь идет о некачественно выполненных работах, следует приложить акт дефектовки или заключение эксперта.
Документы, обосновывающие требования, должны быть перечислены в нумерованном списке в рубрике «Приложение».
Претензия может быть написана от руки или распечатана на принтере. Возможно написание претензии на фирменном бланке юридического лица.
Направление претензии
Следует помнить об одном свойстве претензии – ее способности приостанавливать течение срока давности. Это особенно важно при длительном «мирном (досудебном) урегулировании спора».
Поэтому важно получить подтверждение того, что претензия была вручена контрагенту. Сделать это можно двумя способами:
- вручить претензию лично и попросить контрагента проставить на втором экземпляре претензии дату получения и расписаться;
- отправить претензию заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении.
Срок рассмотрения претензии
Значение сроков, в течение которых контрагент должен рассмотреть претензию, сильно преувеличено. Дело в том, что для обращения в суд наличие ответа контрагента на претензию не обязательно, даже если досудебный порядок рассмотрения спора является обязательным.
Если ответа не последовало в течение месяца (это предельный срок рассмотрения претензии), можно смело готовить иск в суд, приложив копию претензии в качестве дополнительного доказательства.