Претензия по договору подряда

Претензия по договору подряда может быть подана как заказчиком к подрядчику, так и наоборот, по причине неисполнения одной из сторон своих договорных обязательств. Как правило, основаниями претензии становятся либо некачественное выполнение работ подрядчиком, либо неисполнение заказчиком своих обязанностей по оплате работ, их приему или поставкам материалов.

Обязательства сторон

В силу договора подряда исполнитель принимает заказ на выполнение определенного вида работ или услуг в установленный сторонами срок. Заказчик, в свою очередь, принимает на себя обязательство не только принять и оплатить уже выполненную работу, но и обеспечивать исполнителя необходимыми материалами, орудиями труда и специальной техникой в течение всего периода исполнения заказа.

Помимо этого за заказчиком могут быть закреплены функции поэтапной приемки выполненных подрядчиком работ, проведение экспертиз на определенных стадиях работ и т.д.

Таким образом, договор подряда станет исполненным только в результате совместной деятельности обеих договаривающихся сторон.

Основания для претензии

Любое отклонение сторон от условий договора может привести к превышению смет, нарушению сроков выполнения заказа или ухудшению качества выполненных работ, а следовательно может стать причиной предъявления претензий любым из контрагентов.

Как показывает практика, наиболее частыми причинами, повлекшими предъявление претензии, являются:

  • смещение сроков выполнения договорных обязанностей;
  • некачественное выполнение работ или качественное, но с нарушениями требований заказчика;
  • задержки в поставке материалов, инструментов и оборудования, вызывающие простой подрядчика;
  • изменение стоимости работ любой из сторон;
  • требования по оплате неустоек, пени и штрафов;
  • причинение контрагентом убытков;
  • требования выплаты компенсации;
  • неоплата или несвоевременная оплата выполненных работ.

Претензия по договору подряда. Часть 1

Следует знать, что претензия по договору подряда не относится к категории обязательных. Это значит, что стороны имеют право обратиться в суд без условия предварительного направления претензии своему контрагенту.

Внесение претензии может стать обязательным в двух случаях:

  • сам договор подряда предусматривает досудебный порядок рассмотрения споров;
  • претензия касается досрочного расторжения договора или его изменения.

Форма и содержание претензии

Способ написания претензии и ее форма не регламентируются ни одной правовой нормой. В известной степени претензия – это эквивалент обычного заявления, но содержащего в себе не просьбу, а требования. Характерной особенностью претензии является тот факт, что исходить она может только из условий договора, и обмениваться претензиями могут только договорные контрагенты.

С учетом того, что контрагентами по договору могут быть как юридические, так и физические лица, можно сказать, что форма претензии определяется субъектным составом договора.

Претензии от юридических лиц должны отличаться деловым стилем и быть юридически грамотными. Что же касается претензий, составленных физическими лицами, то главное требование для них – это внятность изложения.

Так, претензия должна недвусмысленно доносить до адресата суть предъявляемых требований и их обоснование. Для того чтобы это условие было соблюдено, претензия должна содержать в себе:

  1. наименования (имена) и адреса сторон договора, вписанные по форме «кому» и «от кого»;
  2. оглавление, то есть само слово «претензия»;
  3. сведения о договоре, на основании которого вносится претензия. В нашем случае это должен быть «договор подряда № ____ от ______________ года»;
  4. изложение нарушенных контрагентом пунктов договора и причиненных в результате этих нарушений убытков, неудобств и т.д.;
  5. обоснование предъявляемых требований. То есть если речь идет о взыскании неустойки или пени, то должен был представлен расчет истребуемых сумм;
  6. предложение выполнить требования претензии в порядке мирного урегулирования спора с предупреждением о том, что претензия является досудебной;
  7. сжато изложенный список требований;
  8. дату составления претензии и подпись ее автора. Если автор претензии – юридическое лицо, то подписана она должна быть должностным лицом, имеющим право подписания претензий.

В обоснование требований следует приложить документальные подтверждения. Например, если речь идет о некачественно выполненных работах, следует приложить акт дефектовки или заключение эксперта.

Претензия по договору подряда. Часть 2

Документы, обосновывающие требования, должны быть перечислены в нумерованном списке в рубрике «Приложение».

Претензия может быть написана от руки или распечатана на принтере. Возможно написание претензии на фирменном бланке юридического лица.

Направление претензии

Следует помнить об одном свойстве претензии – ее способности приостанавливать течение срока давности. Это особенно важно при длительном «мирном (досудебном) урегулировании спора».

Поэтому важно получить подтверждение того, что претензия была вручена контрагенту. Сделать это можно двумя способами:

  • вручить претензию лично и попросить контрагента проставить на втором экземпляре претензии дату получения и расписаться;
  • отправить претензию заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении.

Срок рассмотрения претензии

Значение сроков, в течение которых контрагент должен рассмотреть претензию, сильно преувеличено. Дело в том, что для обращения в суд наличие ответа контрагента на претензию не обязательно, даже если досудебный порядок рассмотрения спора является обязательным.

Если ответа не последовало в течение месяца (это предельный срок рассмотрения претензии), можно смело готовить иск в суд, приложив копию претензии в качестве дополнительного доказательства.

Бланк претензии по договору подрядаОбразец претензии по договору подряда

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Комментарии