Файлы в .DOC:Бланк претензии по ДТПОбразец претензии по ДТП
Кому писать претензию по ДТП
Обычно стороны, попавшие в ДТП, вступают в спор относительно того, кто виноват в аварии. Иногда спор переходит в разряд судебных и может затянуться на несколько месяцев. Иногда же виновность бывает бесспорной.
Как бы то ни было, обратиться с претензией можно только после того, как вина того или иного участника будет установлена официально. Способами установления вины могут быть:
- действующий с 1.06.2018 года так называемый «европротокол», то есть бланк, выдаваемый страховщиком в момент заключения договора ОСАГО. «Европротокол» по сути является формой извещения страховщика о наступлении страхового случая;
- протокол о ДТП и последовавший за ним протокол об административном правонарушении, составляемый ГИБДД;
- постановление о прекращении уголовного дела или приговор суда в случае, если ДТП вышло за рамки административного правонарушения;
- определения последней судебной инстанции в случае, если протокол об админнарушении был обжалован.
Соответственно, претензия может быть направлена только лицу, чья вина в ДТП была установлена вышеперечисленными способами.
Сразу уточним, что написание претензии к виновнику ДТП не относится к категории обязательных, а это значит, что в суд можно обратиться сразу, не проходя процедуру досудебного урегулирования спора.
Основания для претензии
Претензия не обязательно, но довольно часто дает возможность избежать судебных разбирательств, если виновник ДТП согласен с суммой и не хочет доводить дело до суда, поскольку судебное разбирательство обойдется ему дороже.
Основаниями для подачи претензии могут служить следующие обстоятельства:
- реальный ущерб оказался больше, чем может покрыть страховая компания, исходя из максимально возможного покрытия по ОСАГО;
- виновник в ДТП не застрахован по ОСАГО;
- в результате аварии пострадало здоровье потерпевшего;
- по результатам ДТП потерпевший прошел курс платного лечения;
- по результатам ДТП у потерпевшего начались необратимые проблемы со здоровьем (инвалидность);
- по результатам ДТП последовала гибель потерпевшего.
Смысл в направлении претензии появляется, когда виновник ДТП по тем или иным причинам не погашает ущерб или не выполняет обязанности, принятые на себя по «европротоколу».
Помимо непосредственного ущерба претензия также может требовать возмещения сопутствующих трат:
- оплату юридической помощи;
- транспортные и почтовые расходы, сложившиеся в связи с ДТП.
Ждать ли результата
Обязать лицо, виновное в ДТП, к любым выплатам может только решение суда и судебный пристав с его инструментарием исполнения решений.
Претензия ни к чему никого не обязывает. Виновник ДТП может проигнорировать претензию, да и сам автор претензии может махнуть рукой на ущерб. То есть никакой гарантии возмещения претензия не дает, и вопрос «писать или не писать» остается всецело на усмотрение потерпевшего.
Еще меньше шансов на получение желаемого результата даст претензия, направленная источнику повышенной опасности, если фактическим владельцем транспортного средства, за рулем которого находился виновник ДТП, является организация или предприятие.
Дело в том, что юридические лица подвержены контролю налоговых органов, а потому списание средств со счета предприятия или организации на основании только претензии потерпевшего достаточно затруднительно. Проще говоря, юридическому лицу требуется решение суда. Зато получить деньги от предприятия или организации обычно намного проще и быстрее, чем от физического лица.
В любом случае попытаться добиться возмещения посредством претензии стоит. Тем более что с момента обращения с претензией прекращается течение срока давности и иногда это может быть настоящим спасением.
Если срок исковой давности подходит к концу, а у потерпевшего нет финансовой или любой иной возможности обратиться в суд, то можно написать претензию. Даже если виновник ДТП ее проигнорирует, у потерпевшего появится лишний месяц для подготовки искового заявления.
Срок подачи претензии
Предъявление претензии о возмещении материального ущерба по ДТП возможно в сроки, соответствующие сроку исковой давности, который составляет три года с момента ДТП.
Если претензия касается взыскания средств, связанных с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего, то сроков исковой давности по этой категории дел не существует, а значит, подача претензии возможна на протяжении всей жизни потерпевшего. Если потерпевший в результате ДТП погиб или стал недееспособным, право обращения с претензией передается его наследникам либо опекунам.
Требования претензии
Следует помнить, что претензия – это не обвинение. Претензия – это конкретные обоснованные требования. При этом требовать можно только в остаточных пределах, то есть в пределах суммы, не оплаченной страховой компанией. Будет бессмысленным пытаться взыскать материальный ущерб с виновного, не потребовав сначала возмещения по ОСАГО.
Требование полноразмерного ущерба возможно лишь при отсутствии у виновника полиса ОСАГО.
Требования к виновнику ДТП могут сводиться к:
- возмещению средств на ремонт ТС;
- возмещению средств, затраченных на экспертизу, эвакуацию, услуги адвоката, такси и т.д.;
- возмещению средств на лечение, включая стоимость лекарств;
- возмещению морального ущерба.
Отдельно стоит остановиться на моральном ущербе, поскольку именно в отношении этого вида претензий ходит множество домыслов.
Разумеется, никто не может запретить потерпевшему потребовать возмещения морального ущерба как в претензии, так и в судебном иске. Однако следует знать, что суды не взыскивают моральный ущерб по возмещениям за поврежденный автомобиль и очень редко взыскивают моральный ущерб, происходящий из требований по причинению вреда жизни и здоровью.
Дело в том, что ДТП – это неумышленное действие, даже если виновник ДТП находился за рулем в состоянии опьянения. Соответственно, умысла на причинение любого вреда у него не было, а значит, платить он будет только в пределах реального ущерба.
Составляем претензию
Закон никак не регулирует форму и содержание претензии, а значит писать ее нужно, руководствуясь принципом внятности. То есть претензия должна отвечать на вопросы:
- кому она направляется;
- от кого исходит;
- на чем базируется;
- чего требует.
Таким образом, претензия должна быть составлена по следующей схеме:
- вводная часть, в которую входят наименования (ФИО) виновника ДТП и потерпевшего, а также их адреса;
- описательная часть, в которую входят все сведения о факте ДТП (дата, время, номер протокола, решение суда, кто виновник и т.д.), сведения о сумме ущерба и чем она подтверждается (акт дефектовки, акт экспертизы, справка о стоимости ремонта, квитанции о покупке запчастей, выписка из истории болезни, аптечные чеки и т.д.). Следует также указать, если часть реального ущерба оплатила страховая компания;
- резолютивная часть – собственно требования в сжатом виде, например «требую выплатить мне стоимость проведения экспертизы в сумме 10 000 рублей».
Сразу под резолютивной частью, в левом нижнем углу, располагается рубрика «Приложения». В ней нумерованным списком перечисляются все документы (копии), прилагаемые к претензии для обоснования истребуемых с виновного сумм.
Завершается претензия датой ее составления и подписью ее автора.
Вручение претензии
Повторимся, что виновник ДТП вполне может претензию проигнорировать, то есть никаких обязательств на виновника ДТП претензия не накладывает. Поэтому заботиться о наличии сведений о вручении особо не стоит, если, конечно, претензия не подана с целью приостановить течение сроков давности.
Если получение сведений о вручении является принципиальным, то следует использовать два способа:
- лично с отбором подписи в получении претензии. Как правило, подпись проставляется на втором экземпляре претензии с указанием даты ее получения;
- заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении.
Ожидание ответа
Не стоит переоценивать значение ответа на претензию. Если виновник ДТП согласится исполнить требования претензии, он сделает это без составления ответа.
Напомним: претензия никого ни к чему не обязывает, поэтому адресат претензии вправе отвечать на требования или вообще их проигнорировать.
Для обращения в суд тот факт, что ранее истец направлял ответчику претензию, не имеет никакого значения. Следовательно, на ожидание ответа следует отвести примерно месяц, после чего составить иск и отнести его в суд. Копию претензии можно приложить к исковому заявлению. Доказательственной силы она иметь не будет, но покажет судье, что истец, как мог, пытался решить спор мирным путем.