Файлы в .DOC:Бланк претензии по пластиковым окнамОбразец претензии по пластиковым окнам
Возможность направления претензии непосредственно фирме-производителю появится только в случае приобретения окон без посредников.
Разнообразие дефектов
Недостатки пластиковых окон могут появиться в результате:
- производственного брака;
- неправильной транспортировки;
- ошибок в монтаже при установке;
- неправильной эксплуатации.
Из вышеприведенного списка видно, что виновниками проблем с окнами могут быть и производители, и монтажники, и сами пользователи. Причем вся эти производно-потребительские «ступени» так или иначе связаны взаимными обязательствами, а именно:
- производитель предоставляет гарантию на производимую им продукцию;
- перевозчики отвечают за сохранность окон в процессе транспортировки;
- посредник заключает с производителем договор гарантийного обслуживания и предоставляет гарантию конечному потребителю;
- монтажники отвечают за качество монтажа;
- потребитель принимает на себя обязательство соблюдать правила эксплуатации пластиковых окон, а при несоблюдении лишается права на гарантийный ремонт или замену.
Как мы видим, список достаточно запутанный и адресат претензии, в конечном итоге, будет зависеть от того, кто был первым покупателем. Итак:
- при приобретении пластикового окна непосредственно у производителя претензии по производственным бракам направляются ему, вне зависимости от того, кто устанавливал окна – сам покупатель или приглашенный специалист;
- при приобретении окон у производителя с последующим заключением договора транспортировки, при появлении дефектов, связанных с перевозкой, претензии направляются перевозчику;
- при приобретении окна у посредника и самостоятельном монтаже, претензии по производственному браку направляются посреднику, поскольку именно ему производитель делегировал право на гарантийное обслуживание. Если самостоятельный монтаж будет выполнен неправильно, то претензию можно направить только самому себе;
- при неправильном монтаже претензия может быть направлена или приглашенным монтажникам, или продавцу, при условии, что монтаж осуществлен силами продавца.
В любом случае, право на предъявление претензии должно быть подтверждено соответствующим договором, даже если этот договор представляет собой квитанцию об оплате или просто расписку в получении денег за монтаж.
Кому направить претензию
Удобным способом избежать сложности с выбором адресата является заключение договора с фирмой, устанавливающей и поставляющей пластиковые окна. Эти фирмы берут на себя весь спектр услуг – от доставки до установки, а значит, покупателю будет все равно, кто виновен в том, что новые окна, к примеру, запотевают.
Если же пути, которыми пластиковое окно попало в квартиру конечного пользователя, многочисленны, то прежде чем направлять претензию, потребуется выяснить, а кому ее, собственно, направлять.
Можно, конечно, и не выяснять, а направить претензию прямиком продавцу, но в данном случае следует быть готовым к тому, что вашу претензию будут футболить от монтажников до перевозчиков столько времени, сколько потребуется на то, чтобы вы устали и махнули рукой.
Обоснование претензий
Разобраться с тем, кто виновен в дефектах пластикового окна, поможет эксперт или иной специалист, например, мастер гарантийного ателье, способный выдать письменное заключение.
Более того, вовремя приглашенный специалист способен обезопасить конечного покупателя от обвинений в неправильной эксплуатации окна.
Неплохим приложением к претензии могут быть также фотографии самого окна, конкретного дефекта или антуража вокруг, особенно в случаях, когда запотевание окон повлекло за собой появление плесени.
Разумеется, ни одно обоснование не способно дать гарантии, что требование претензии будет удовлетворено, однако наличие обоснований способно существенно снизить возможности продавца или монтажника оспорить свою вину.
Целесообразность претензии
Договоры об установке пластиковых окон или их приобретении не нуждаются в обязательном досудебном рассмотрении спора. Это означает, что конечный потребитель сам определяет, что для него удобнее – писать претензию или сразу обратиться в суд.
Со своей стороны мы можем дать несколько рекомендаций, касающихся плюсов и минусов претензий.
Прежде всего, следует отметить, что претензия ни к чему никого не обязывает. Более того, ни один нормативный акт даже не устанавливает обязанность адресата ответить на претензию.
С учетом того, что установка пластиковых окон – достаточно распространенное явление, фирмы-производители этих окон и фирмы, занимающиеся их монтажом, давно отработали систему борьбы с претензиями, и переломить эту систему очень непросто.
Можно прочитать множество инструкций в Интернете о том, как вести себя в случае, например, некачественного монтажа, можно следовать всем советам и, в конечном итоге, ничего не добиться.
Единственным органом в государстве, который обладает правом заставить кого-либо что-либо сделать – это суд. Ни прокуратура, ни Роспотребнадзор этим правом не обладают.
То есть, выбирать вариант действий предстоит только вам, и наша рекомендация состоит в следующем. Позвоните вашему контрагенту и сообщите устно о своих претензиях. Послушайте, что он скажет. Если реакция будет агрессивной или слишком многословной – пишите иск в суд и не теряйте время на претензии.
Если же вы выбрали способ предварительного направления претензии – то не ждите ответ слишком долго, не пишите повторную претензию и не поджидайте директора у дверей. Если в течение месяца ответа от контрагента не поступило – отправляйтесь в суд. Тем более, что через суд вы сможете не только обязать ответчика устранить дефекты или заменить окна, но и взыскать с него:
- моральный ущерб;
- судебные издержки;
- иные издержки, связанные с дефектом окон, например, удаление плесени, траты на дополнительный обогрев и т.д.
Составление претензии
Перед тем, как взяться за составление претензии, следует уяснить несколько вещей, а именно:
- содержание претензии законом не регламентировано, а это значит, что писать ее можно по своему усмотрению, главное, чтобы из текста было понятно, от кого она, кому она, и какие требования в ней содержатся;
- претензия не нуждается в выдержках из нормативных актов, поэтому нет смысла идти к адвокату или скачивать из Интернета многостраничные шаблоны. Автор претензии вовсе не обязан искать законодательное обоснование и вставлять в текст целые абзацы из закона «О защите прав потребителя». О законе должен знать адресат претензии;
- в претензии можно просить о чем угодно – о возврате денег за окна, о замене окон, о ремонте окон, возмещении расходов и морального ущерба. Вряд ли все требования будут удовлетворены, но, во всяком случае, адресат претензии будет знать о серьезности ваших намерениях.
Состоит претензия из нескольких общепринятых информационных блоков, в которые входят:
- наименование (или ФИО) адресата претензии;
- наименование (или ФИО) и адрес автора претензии;
- наименование документа (по центру большими буквами слово «Претензия»;
- описательная часть с изложением предыстории появления дефектного окна у автора претензии – когда купил, за сколько купил, кем было установлено окно и что с окном не так;
- мотивировочная часть с изложением мнения автора о том, почему он считает адресата претензии виновным в установке некачественного окна;
- резолютивная часть, то есть то, чего вы требуете в претензии;
- список приложений к претензии. Можно приложить копии квитанций, копию договора, заключение эксперта, справку из гарантийной мастерской или фотографии;
- дата составления и подпись автора.
Вручение претензии
При направлении претензии желательно заручиться доказательствами того, что адресат ее получит. С этой целью применяются два общепринятых способа вручения:
- личный (через курьера или нарочным), при котором у адресата претензии отбирается подпись в получении;
- посредством заказного почтового отправления с обратным уведомлением о вручении.
В случае если все таки придется обратиться с иском в суд, копию претензии и подтверждение факта вручения желательно приложить к иску.