Претензия в Роспотребнадзор

Претензия в Роспотребнадзор – это бытовое название заявлений и жалоб граждан, связанных с нарушениями их прав как потребителей. То есть, по сути, обращение в Роспотребнадзор не является и не может являться претензией. Обращение может лишь содержать в себе сведения о нарушении прав потребителя и просьбу принять меры по защите этих прав.

Файлы в .DOC:Бланк претензии в РоспотребнадзорОбразец претензии в Роспотребнадзор

Претензионный порядок

Российское законодательство выделяет два вида претензий – обязательные и необязательные. К обязательным относятся:

  • претензии, направление которых обусловлено договором контрагентов;
  • претензии по договорам и правоотношениям, для которых сам закон устанавливает обязательный порядок рассмотрения спора.

Соответственно, необязательные претензии – это те, которые контрагент направляет по собственному желанию, хотя может обойтись и без них. В обязательном порядке направляется претензия контрагенту по спорам, связанным:

  • с расторжением договора или с изменениями его условий;
  • со спорами о банковских счетах, например, по договорам с банками об открытии депозитных или накопительных счетов;
  • со спорами, проистекающими из договоров ОСАГО;
  • со спорами по договорам грузоперевозок, пассажироперевозок и экспедиции;
  • со спорами, проистекающими из договоров об оказании услуг связи;
  • со спорами, связанными с качеством предоставленных туристических продуктов;
  • со спорами, проистекающими из договоров теплоснабжения.

По сути, недовольство потребителя может быть вызвано, чем угодно: качеством обслуживания, качеством оказанной услуги или качеством товара. Однако если претензия касается одного из пунктов, перечисленных выше, жалоба в Роспотребнадзор может быть направлена только после того, как контрагент рассмотрит претензию или проигнорирует ее.

Подытоживая сказанное, сделаем следующий вывод. Жалоба в Роспотребнадзор может быть направлена в двух случаях:

  • после написания обязательной претензии контрагенту, если последний ее проигнорировал или отказал в удовлетворении ее требований;
  • без условия подачи предварительной претензии контрагенту. В этом случае потребитель ничего не пишет контрагенту, а жалуется сразу в Роспотребнадзор.

В идеале можно, конечно, направить жалобу в Роспотребнадзор и без условия предварительного направления обязательной претензии контрагенту, но в данном случае следует учитывать, что обязательная претензия контрагенту имеет свои сроки, то есть ее надо отправить вовремя. Если вы потратите время на Роспотребнадзор, не направив при этом своевременно претензию, то вы рискуете лишиться права обращения в суд.

Также следует учесть, что Роспотребнадзор не может обязать контрагента исполнить требования претензии. Да, Роспотребнадзор может оштрафовать контрагента, если установит обоснованность жалобы, но обязать исполнить требования претензии не может. На это способен только суд.

Полномочия Роспотребнадзора

Эффективность жалобы всегда в той или иной мере зависит от того, обладает ли инстанция, в которую была направлена жалоба, полномочиями по ее рассмотрению.

Полномочия Роспотребнадзора распространяются на правоотношения, связанные со сферой потребления. Соответственно, жалоба в Роспотребнадзор будет эффективной, если ее доводы касаются:

  • нарушения прав потребителя товаров или услуг;
  • нарушения в сфере благополучия граждан.

Претензия в Роспотребнадзор. Часть 1

Чтобы не слишком утомлять читателя выдержками из закона, сведем возможные причины обращения в Роспотребнадзор в один общий список. Так, основаниями для обращения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, могут быть:

  1. продажа некачественных товаров;
  2. оказание некачественной услуги, в том числе и банковских услуг;
  3. несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, в том числе и норм по уровню шума в жилых домах или норм по уборке и поддержанию в нормальном состоянии жилых домов;
  4. несоблюдение поставщиками коммунальных услуг норм по качеству и характеристикам поставляемых услуг – воды, электричества, света, газа, тепла, вывоза бытовых отходов, несоблюдение правил оборудования парковок;
  5. нарушения, допущенные при выплате страховых платежей по ОСАГО;
  6. нарушение норм при оборудовании торговых точек и т.д.

Напоминаем, что по спорам, связанным с теплоносителями, с банковскими услугами и с ОСАГО, установлен обязательный претензионный порядок. Во всех остальных случаях можно направлять жалобу сразу в Росреестр, то есть без того, чтобы предварительно направлять претензию в ЖКХ, магазин, или парикмахерскую.

Однако мы, со своей стороны рекомендуем все же вначале отправить претензию контрагенту, то есть продавцу, ЖКХ, или исполнителю услуг.

Составление жалобы

Обращения в Роспотребнадзор пишутся в меру способностей автора обращения. Поэтому не стоит усложнять себе жизнь, обращаясь к юристам с просьбой написать за вас жалобу. Пишите так, как можете. Кроме того, вы можете скачать и распечатать типовой образец жалоб в Роспотребнадзор, представленный в рамках данной статьи. Вам потребуется лишь слегка его индивидуализировать.

К обязательным элементам жалобы относятся:

  1. ФИО автора жалобы, его адрес, иные контактные данные;
  2. предыстория спорной ситуации – купил, заказал, сломалось, не вернули деньги, напряжение вместо 220 сети только 190 и т.д.;
  3. перечисление подтверждений доводов жалобы. К ним могут относиться справки гарантийных мастерских, заключения экспертов, платежные документы, копии договоров, копии претензий, если ранее они направлялись контрагенту и копии ответов на них;
  4. собственно просьба к Роспотребнадзору, то есть перечисление тех действий, которые, по вашему мнению, должен совершить инспектор Роспотребнадзора по вашей жалобе;
  5. список приложений, то есть тех документов, на основании которых аргументируется жалоба;
  6. дата направления жалобы и подпись.

Претензия в Роспотребнадзор. Часть 2

Отправка и ожидание ответа

Роспотребнадзор – государственный орган, а потому все жалобы, поступающие в его адрес, проходят процедуру регистрации. Это означает, что жалобу можно направить любым путем, в том числе:

  • лично;
  • заказным ил простым письмом;
  • посредством официального сайта Роспотребнадзора или общероссийского портала Госуслуги.

Будут ли признаны доводы вашей жалобы обоснованными – это другой вопрос, а вот сама жалоба будет принята к рассмотрению в любом случае.

После того, как жалоба проходит процедуру регистрации, она передается на рассмотрение конкретному работнику Роспотребнадзора, который, в силу имеющихся у него полномочий, выполнит несколько или одно действие из списка ниже:

  • осуществит проверку доводов жалобы;
  • осуществит внеплановую проверку деятельности продавца или исполнителя услуг;
  • истребует необходимые документы;
  • внесет представление об устранении нарушений Закона «О защите прав потребителя»;
  • возбудит в отношении нарушителя административный материал.

Вне зависимости от того, будет ли жалоба признана обоснованной или не будет, ответ поступит на имя заявителя в течение 30 дней. Увеличение этого срока допустимо только в случае, если жалоба нуждается в дополнительной или комплексной проверке.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии