Файлы в .DOC:Бланк претензии в страховую компаниюОбразец претензии в страховую компанию
Почему со страховщиками всегда проблемы
Прибыль для страховщика – это страховые взносы, а убытки – это страховые случаи, когда застрахованное лицо требует от страховщика исполнить то, за что он платил страховые взносы. Чтобы не терять деньги, страховщик делает все, чтобы уменьшить выплаты, и для этого не жалеет средств на содержание штата очень квалифицированных юристов. Борьба со страховой компанией – это борьба с юристами, закаленными в страховых баталиях, которых претензией не напугать. Поэтому претензия в страховую компанию – это в 99 случаях из 100 лишь подготовка для обращения в суд.
Основания для претензии
Тратить время на споры со страховщиком – пустое дело. Он не хочет платить не из каприза, а из принципа. Поэтому, как только возникли разногласия по оплате страхового случая, надо писать претензию.
Причинами разногласия могут быть:
- Страховая выплата, несоразмерная с ущербом от страхового случая.
- Отказ в выплате страховки.
- Нарушение срока выплаты страховки по страховому случаю.
Готовимся к претензии
Претензия к страховой компании – тот редкий случай, когда к ее подаче следует подготовиться.
В случаях, когда назначенная страховая выплата не соответствует ущербу от страхового случая, требуется показать страховщику реальный размер ущерба. Дело в том, что объем компенсации за страховой случай устанавливается страховым оценщиком, который свято блюдет интересы своей компании. В силу это практически каждый страховой случай оказывается оценен в сумму, намного меньшую, чем реально полученный ущерб. Для опровержения оценки страховщика следует пригласить независимого эксперта. Акт экспертизы ляжет в основу претензии, а возможно, и судебного иска. Основанием для проведения экспертизы является занижение страховщиком реального размера ущерба более чем на 10%.
При отказе в выплате страховой компенсации следует позаботиться о сохранности свидетельств страхового случая и их видео- и фотофиксации.
При задержке выплаты компенсации претензию нужно будет мотивировать установленным законом сроком выплаты компенсации за страховой случай – 20 дней.
Следует знать, что только претензия к страховой компании получила свою правовую регламентацию. Она вошла в Закон об ОСАГО в виде Положения о досудебной претензии. Все остальные виды претензий не регламентируются никак.
Подаем претензию
Положение о страховой претензии не определяет структуру и внешний вид претензии, то есть она остается произвольной и должна включать в себя те обязательные реквизиты, которые являются органичными для любого заявления или жалобы. У многих страховых компаний вообще имеется разработанный бланк, который они вручают каждому, кто собирается написать претензию. Этим бланком вполне можно воспользоваться.
Начинается претензия с имен. В правом верхнем углу листа указываются:
- Наименование страховой организации, и ее адрес.
- Наименование заявителя, его адрес и номер телефона, данные паспорта.
После перечисления имен, посредине и примерно в центре листа вписывается наименование документа – П Р Е Т Е Н З И Я и чуть ниже, тоже по центру, краткое определение сути претензии, например «по поводу занижения вашей страховой компанией компенсационной выплаты по страховому случаю».
Далее начинается описательная часть. В нее входят:
- данные о договоре страхования (от какого числа, где заключен, предмет страхования, сумма страхования);
- описание страхового случая;
- описание действий страховой компании;
- мотивировка несогласия с выводами страхового эксперта (должна базироваться на выводах независимого эксперта или независимого акта дефектовки).
После описательной со слова «Т Р Е Б У Ю» начинается резолютивная часть, в которой автор претензии заявляет о своих требованиях. Надо быть точным в изложении своих желаний. Если ваши требования сводятся к увеличению компенсации, то надо обязательно указать, на какую сумму вы претендуете и куда перечислить деньги в случае, если страховая компания удовлетворит ваши требования. Нелишним будет внести и такой пункт требований, как возмещение морального ущерба, точно определив его сумму и уточнив, что именно и в какой степени причинило вам моральную травму.
Под резолютивной частью до проставления даты и подписи в обязательном порядке необходимо указать, что претензия подана в порядке досудебного рассмотрения спора. Это очень важно, потому что для судебных рассмотрений этой категории споров обязателен досудебный порядок, то есть претензия.
Завершает претензию перечень прилагаемых документов. Можно приложить любой документ по своему усмотрению, например:
- заключение независимого эксперта по поводу страхового случая;
- акт независимой дефектовки;
- постановление о возбуждении уголовного дела по результатам страхового случая;
- документ о праве собственности на вещь, пострадавшую в результате страхового случая;
- справку о вреде, причиненном здоровью;
- справку о тратах в связи со страховым случаем (гонорар эксперта, оплата дефектовки и др.);
- копию договора о страховании (страховой полис) и т.д.
Как подается претензия
Существует три общепринятых способа подачи претензии:
- лично или через представителя;
- почтовым отправлением;
- электронной почтой.
В отношении страховой компании последний способ все же лучше исключить из списка.
Правилом номер один при вручении претензии лично или через представителя является вручение под подпись. Для этого претензию следует изготовить в двух экземплярах. Один передается страховой компании, а на втором сотрудник компании ставит подпись в получении и штамп компании с проставлением даты. Этот второй экземпляр надо хранить как зеницу ока. Он станет основанием для последующего обращения в суд, если страховая компания откажется удовлетворить ваши требования.
В случае направления претензии посредством почты, доказательством о вручении претензии будет служить почтовое уведомление. Поэтому претензию следует отправлять заказным письмом с обратным почтовым уведомлением. Также обязательно надо приложить к письму опись приложенных к претензии документов.
Ждем рассмотрения
Надо иметь неоспоримые аргументы и доказательства для того, чтобы страховая компания удовлетворила требования застрахованного лица в добровольном порядке. Юридические службы страховых компаний вовсе недаром едят свой хлеб, и их выводы и решения очень сложно опровергнуть.
Поэтому надо быть готовым к тому, что скорее всего страховая компании откажет в удовлетворении претензий, и придется идти в суд.
Закон отводит страховщикам 10 дней на рассмотрение претензии. По истечении этого срока страховая компания обязана или удовлетворить требования претензии, или отказать в них. Непоступление в установленный срок ответа расценивается как нарушение закона и может быть основанием предъявления к страховщику дополнительных исковых требований о взыскании:
- материального ущерба из расчета 1% за каждый день просрочки;
- 50% процентов от суммы иска в счет возмещения морального вреда.
Условия, при которых нет смысла направлять претензию
Отказ страховой компании в компенсации ущерба, наступившего в результате страхового случая, будет правомерным при следующих условиях:
- случай не может считаться страховым по причине алкогольного опьянения застрахованного лица при совершении ДТП;
- застрахованное лицо подало заявление по истечении 5 дней после ДТП;
- у контрагента, то есть у страховой компании второго участника ДТП, была отозвана лицензия на страховую деятельность;
- по результатам страхового случая было возбуждено уголовное дело. В этих случаях страховая компания дождется окончания следствия и суда.