Файлы в .DOC:Бланк приказа о замечании сотрудникуОбразец приказа о замечании сотруднику
Какие виды наказаний существуют
Все виды дисциплинарных мер взыскания, которые могут быть применены к работнику, определяются:
- Трудовым кодексом, в частности статьей 193;
- положениями отдельных ведомств (например, МВД), которые могут вводить отдельные виды наказаний для сотрудников самостоятельно.
В ТК РФ оговорены три вида взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
«Придумывать» свои виды наказания, равно как и сочетать их (к примеру, применять за одно нарушение выговор с увольнением или «строгий выговор») работодателю запрещено. Применение таких видов взыскания является незаконным и может быть обжаловано работником как в трудовую инспекцию, так и в комиссию по трудовым спорам, если таковая существует в организации.
За что могут наказать
Подписывая трудовой договор с работодателем, работник обязуется исполнять положения различных локальных нормативных актов (ЛНА), которые, в том числе, оговаривают:
- начало и окончание его рабочего времени;
- нахождение его рабочего места;
- дресс-код;
- пропускной режим на объекте, его правила;
- правила охраны труда и пожарной безопасности;
- должностные обязанности работника и т.п.
Если работник не исполняет или ненадлежащим образом исполняет положения этих нормативных документов, к нему может быть применено дисциплинарное взыскание. Причем работодатель имеет право не начинать с самого легкого наказания (с замечания), а сразу уволить работника или объявить выговор.
Как определяется мера наказания
Законодатель оставляет работодателю право самому решать, как наказать работника. За один и тот же проступок к разным работникам может быть применено разное наказание, и это не будет нарушением закона.
Дело в том, что, оставляя работодателю известную свободу действий, Трудовой кодекс тем не менее устанавливает, что при определении степени (меры) наказания к провинившемуся сотруднику необходимо учитывать:
- обстоятельства проступка (неосторожность, умысел, состояние опьянения, халатность и т.п.);
- тяжесть проступка (ущерб, человеческие жертвы);
- наличие у работника замечаний/выговоров в течение года;
- репутацию работника и т.п.
То есть каждый проступок должен рассматриваться строго индивидуально. Опять же, если работник считает, что наказание к нему применено необоснованно «тяжелое», он может оспорить его в КТС организации или трудовой инспекции.
Как привлечь работника к ответственности
Привлечение работника к ответственности может иметь место как по результатам специально проведенной в отношении работника проверки, так и по результатам:
- инвентаризации;
- расследования несчастного случая на производстве;
- документарной проверки (аудита) и т.п.
Акты проверок/расследований/инвентаризации будут являться основанием для привлечения работника к ответственности.
В организации порядок привлечения работников к ответственности должен быть оговорен нормативным актом. Это может быть отдельный документ, например, Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности, но положения о дисциплине могут быть включены и в другие документы, например, в ПВТР.
Замечание за ненадлежащее исполнение обязанностей
Отдельно остановимся на вынесении замечания за ненадлежащее исполнение обязанностей, то есть за проступок, и рассмотрим на примере, как должен поступить работодатель, чтобы его действия по привлечению работника к ответственности были законными.
Как правило, под этим словосочетанием скрываются такие виды проступков, как:
- самовольное покидание рабочего места, уход с работы раньше времени, опоздание;
- игнорирование требований пожбезопасности, охраны труда, отказ от ношения средств индивидуальной защиты;
- неисполнение требований должностной инструкции (например, нарушение срока сдачи отчетности);
- отказ выполнять требования руководителя, в том числе и устные;
- выполнение требований руководителя не в полном объеме;
- выполнение на рабочем месте действий, не связанных с работой (например, игры на компьютере, предназначенном для работы, чтение книг) и т.п.
Порядок действий при выявлении такого нарушения следующий:
- Непосредственный руководитель или коллега работника, обнаруживший проступок, сообщает об этом руководству организации. Для этого составляется докладная записка.
- К записке прилагается акт — документ, который фиксирует сам проступок. Акт составляется как в присутствии работника, так и без него, но в присутствии не менее трех человек. О составлении акта подробно мы рассказали в статье по ссылке.
- Если работник на месте, то у него сразу же испрашиваются объяснения по проступку. Но их предоставление дается два дня. Если работник отсутствует, например, находится на больничном, то эти два дня будут отсчитываться с момента, как работник вышел на работу.
- Работник может сразу отказаться представить объяснения. Отказ этот нужно зафиксировать еще одним актом, который также должны подписать минимум три человека. О правилах составления такого акта мы рассказали отдельной статьей.
- Отдельно отметим, что сотрудник вовсе не обязан представлять объяснения. Однако в любом случае работодатель обязан соблюсти двухдневный срок и только после его истечения принимать решение о наказании.
- По факту проступка проводится служебное расследование. Выясняется, на самом ли деле проступок совершен работником, имелись ли уважительные причины (например, опоздание случилось из-за аварии с участием автобуса, на котором ехал работник, отчет не был отправлен из-за сбоя в программе и т.п.), определяется объем нанесенного ущерба, если таковой был. Результатом расследования также становится акт. В небольших организациях руководитель может провести расследование самостоятельно. В крупных для его проведения назначается специальная комиссия.
- Дождавшись (или не дождавшись) объяснений работника и прочитав акт, руководитель принимает решение о применении замечания и издает приказ.
- Приказ в течение трех дней после издания объявляется работнику под подпись.
Как оформить приказ
Приказы по дисциплине оформляются по общим, принятым в организации правилам делопроизводства, но учитываются отдельно от остальных приказов. Для их номеров утверждается специальная литера «д» и регистрируются они в специальном журнале.
Оформляются приказы на официальном бланке (если юрлицо его использует) или на обычном листе бумаги. В последнем случае в «шапку» нужно будет включить сведения об организации или ИП.
Приказ о замечании сотруднику должен содержать в себе следующие элементы:
- заголовок приказа, например, «О наложении дисциплинарного взыскания», «О замечании», «О применении дисциплинарного наказания к работнику И.И. Иванову». Мы рекомендуем делать заголовки более информативными. Так их будет легче учитывать;
- преамбулу, в которой указываются номера и даты документов, которые стали основанием для составления приказа. В этой же части «рассказывается история» проступка и проведенного расследования;
- после мотивировочной части следует слово «ПРИКАЗЫВАЮ», которое располагается в центре;
- в резолютивной части, идущей следом, обозначается вид взыскания: «применить к начальнику отдела доходов бухгалтерии Никоновой Ольге Петровне наказание — замечание»;
- указываются лица (лицо), ответственные за доведение приказа до работника и срок доведения. Как правило, это или непосредственный начальник, или работник отдела кадров;
- указываются должность, подпись, расшифровка подписи руководителя.
Приказ составляется в одном экземпляре.
Как снять наказание досрочно
По истечении года с момента применения замечание «сгорает» при условии, что за этот год другого наказания к работнику применено не было. Однако сам по себе факт наличия замечания работнику часто неприятен, а в некоторых случаях может стать препятствием, к примеру, для получения благодарности или почетной грамоты от организации.
Снять замечание досрочно можно в течение всего года. Делается это как по ходатайству самого работника (подробно о его оформлении можно прочитать тут), так и по просьбе его руководителя или по решению руководителя организации.
Оформляется снятие взыскания приказом. Отметим, что просить о снятии замечания можно уже на следующий день после его вынесения.
Как хранить приказы
Приказы о замечании хранятся 3 года в архиве организации. Материалы по приказу (акты, записки) хранятся в деле приказов также три года, после чего уничтожаются в установленном в организации порядке.