Файлы в .DOC:Бланк запроса в органы опеки и попечительстваОбразец запроса в органы опеки и попечительства
Компетенция
Органы опеки и попечительства – это составная часть органов местного самоуправления, и их деятельность осуществляется в соответствии с Федеральными законами, региональными законами и уставами муниципалитетов.
Дифференциация полномочий органов опеки и попечительства регламентирована всегда на региональном уровне. Например, в Свердловской области структура опеки и попечительства определяется муниципалитетами самостоятельно, а в Москве – собственным Законом «Об организации работы по опеке и попечительству».
То есть в рамках единого органа опеки и попечительства вопросами усыновления может заниматься одна структура, а вопросами опеки над недееспособными – совершенно другая.
Уточнить, куда именно следует обратиться с запросом, можно только в местном органе исполнительной власти.
В большинстве регионов инстанции, осуществляющие полномочия в сфере опеки и попечительства, представлены примерно следующей структурой:
- единый или общий орган по всем вопросам, связанным с опекой и попечительством в пределах населенного пункта — как составная часть органа местного самоуправления;
- специальный орган, чья деятельность касается вопросов социальной защиты.
Соответственно структуре распределяются и полномочия:
- общий орган ведает всеми юридическими вопросами, касающимися опеки и попечительства;
- районный отдел ведет непосредственную работу на месте, например, подбирает опекунов или усыновителей, чьи кандидатуры впоследствии юридически закрепляет общий орган.
Основания для обращения с запросом
Прежде всего, следует уточнить, что запрос – это не эквивалент жалобы или заявления. Запрос – это просьба о предоставлении той или иной информации.
Посредством запроса можно оформить просьбу к органу опеки и попечительства о получении информации относительно:
- судьбы усыновленного ребенка;
- личности опекунов, назначенных недееспособным гражданам;
- о результатах проведения контроля за исполнением опекунами и усыновителями своих обязанностей;
- о результатах проверок жилищных условий;
- о возможности предоставления жилого помещения сиротам и т.д.
Если же в органы опеки и попечительства обращаются с вопросами усыновления, установления опеки или доводят до сведения органа информацию о злоупотреблениях в отношении детей или недееспособных (ст.122 СК РФ), то оформляется обращение как заявление или как жалоба.
Право на запрос
Правом запрашивать любую информацию от органов опеки и попечительства обладают:
- суды по ходатайствам заинтересованных лиц в рамках рассмотрения гражданских дел, уголовных дел и административных материалов;
- органы прокуратуры в рамках осуществления следственных действий или в рамках рассмотрения обращений граждан;
- следственные органы в рамках расследования уголовных дел;
- военные комиссариаты в рамках исполнения ими обязанностей по учету военнообязанных;
- органы социальной защиты и Пенсионный фонд РФ в рамках исполнения своих обязанностей по выплатам компенсаций, пенсий и назначении льгот;
- иные государственные структуры в рамках своей компетенции.
В пределах своей компетенции и в рамках существующих договоров на оказание юридической помощи правом направлять запросы в органы опеки и попечительства обладают адвокаты.
Запросы граждан в органы опеки и попечительства допускаются только при условии наличия у гражданина юридически закрепленного права на получение конкретной информации.
Форма запроса
Если существует необходимость в получении от органа опеки и попечительства письменной информации, то и запрос должен быть оформлен письменно. Вполне допустим и устный запрос, например при личном приеме, однако следует знать, что ответ на устный запрос также будет устным.
Суды, прокуратура, следственные органы, органы местного самоуправления, военные комиссариаты и иные государственные или благотворительные структуры, имеющие право на получение информации, оформляют запросы на собственных бланках, скрепленных печатью и подписью должностного лица.
Граждане, имеющие право на получение конкретной информации, составляют запросы на бумаге с указанием своих паспортных данных и сведений о том, какое отношение они имеют к запрашиваемой информации.
Содержание запроса
Структура запроса практически не отличается от структуры заявления. Различия проявляются лишь в резолютивной части обращения, поскольку запрос предполагает не жалобу и не просьбу о действиях, а просьбу о предоставлении информации.
В целом запрос состоит из следующих структурных элементов:
- наименования органа опеки и попечительства;
- ФИО автора запроса, его адреса и паспортных данных. Для запросов государственных структур эта часть не нужна, поскольку запрос направляется на бланке, включающем в себя всю необходимую информацию об авторе;
- сведений о причинах, по которым истребуется информация. Для судов причина – это рассмотрение дела, для прокуратуры – рассмотрение жалобы. Для граждан – это личная заинтересованность при наличии подтвержденных полномочий. Проще говоря, граждане могут запрашивать информацию либо в отношении себя, либо в отношении лиц, с которыми юридически связаны;
- собственно просьбы, то есть вида требуемой информации;
- приложений. В качестве приложения гражданам потребуется приложить документ, подтверждающий право на информацию – копию паспорта, копию решения об усыновлении, копию свидетельства о расторжении брака и т.д.;
- даты и подписи.
Оформленный запрос можно передать в орган опеки и попечительства или лично, или посредством почтового отправления.