Жалоба в налоговую инспекцию

Жалоба в налоговую инспекцию может быть подана по широкому спектру спорных правоотношений, так или иначе касающихся полномочий и деятельности ИФНС.

Файлы в .DOC:Бланк жалобы в налоговую инспекциюОбразец жалобы в налоговую инспекцию

Причины для жалобы

Физические и юридические лица неразрывно связаны с государствами узами налогового бремени. Это означает, что вся материальная составляющая правоотношений в той или иной мере подконтрольна налоговым службам.

Соответственно и спектр жалоб, направляемых в ИФНС, имеет такую же масштабность, как и материальные составляющие повседневной жизни и может касаться:

  1. вопросов налогообложения;
  2. вопросов регистрации юридических лиц как субъектов налогообложения;
  3. вопросов, связанных с наложением налоговых штрафов;
  4. вопросов, связанных с осуществлением налоговыми инспекциями своих контролирующих функций, например, плановых или внеплановых проверок;
  5. вопросов, связанных с задержкой налоговых вычетов;
  6. вопросов, связанных с неправомерными действиями работодателей, например, с выдачей «черной зарплаты» и т.д.

Жалоба в налоговую инспекцию. Часть 1

Составление жалобы

Структура обращений в ИФНС не регламентируется законом. Это означает, что не существует жестких требований по оформлению жалоб. С прикладной точки зрения, жалоба в ИФНС должна четко отвечать на несколько вопросов – «Кто, на кого и почему жалуется». Ответ на вопрос «почему» может значительно варьироваться в зависимости от предмета жалобы.

Например, если предприниматель обжалует результаты налоговой проверки, то «почему» должно содержать в себе длинный список обоснований со ссылками на действующее законодательство.

Если же жалоба подается, например, работником строительной компании, директор которой, с целью избавиться от начисления страховых выплат выдает работникам зарплату в конверте, то «почему» вообще не будет нуждаться в обосновании. Работнику достаточно будет указать на имеющий место факт, а инспекторы ИФНС будут обязаны проверить этот факт, и если он подтвердится, принять соответствующие меры.

В целом структура жалобы в ИФНС является стандартной для всех видов обращений, и включает в себя несколько обязательных структурных элементов:

  1. «шапку», то есть сведения о том, кому и от кого подается жалоба. Совсем необязательно указывать в жалобе ФИО руководителя налоговой инспекции. Все равно не руководитель будет ее рассматривать. После регистрации руководитель (или канцелярия) направят жалобу на рассмотрение конкретному специалисту, занимающемуся вопросами, о которых идет речь в жалобе;
  2. описательную часть, дающую общее представление о причинах обращения с жалобой: имела место проверка, инспектор ИФНС допустил нарушения при составлении протокола, неправильно начислен налог на недвижимость и т.д.;
  3. мотивировочную часть, в которой заявитель излагает свое мнение о том, каково должно быть правильное положение дел. При необходимости мнение заявителя может быть подтверждено ссылками на нормативные акты;
  4. список приложений. Это не обязательный компонент жалобы, но если заявитель обжалует некие материальные ошибки ИФНС, то ему потребуется приложить документы, подтверждающие обоснованность его требований;
  5. дату и подпись заявителя.

Жалоба в налоговую инспекцию. Часть 2

В какую налоговую отправить

ФНС РФ – это разветвленная организация, имеющая свои подразделения в каждом населенном пункте. При этом работает ФНС на принципах единоначалия. Поэтому, куда бы вы ни направили свою жалобу, она все равно окажется на рассмотрении в территориальной налоговой инспекции.

Допустимо продублировать жалобу в вышестоящий налоговый орган, но больших надежд на благоприятное рассмотрение питать не стоит. Возможно, вышестоящий налоговый орган поставит жалобу на контроль, но это только в случае, если доводы жалобы буквально вопиют к небесам.

Подлежат направлению в вышестоящий налоговый орган заявления, содержащие обжалование действий руководителя территориального налогового органа.

Способы направления

Вариант, которым заявитель направляет свою жалобу в налоговую инспекцию, всецело определяется причинами, по которым жалоба была написана.

Так, если в основе обращения лежит процессуальное обжалование решения налоговой инспекции о наложении любого вида взыскания, то наиболее предпочтительным способом будет личное вручение жалобы под подпись. Это обусловлено тем, что личное вручение невозможно «потерять», а значит, заявителю никто не сможет заявить впоследствии, что он пропустил срок на обжалование.

Стандартные жалобы, не подразумевающие соблюдение процессуальных сроков, могут быть поданы как лично, так и посредством заказного почтового отправления.

Вполне приемлема и отправка жалобы непосредственно на сайте ФНС. Для этого потребуется пройти несложную процедуру регистрации.

Рассмотрение жалобы

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» предусматривает для всех государственных органов 30-дневный срок для рассмотрения жалоб.

Нарушение этого срока – это тоже основание для жалобы.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии