Одной из государственных гарантий, закрепленных в Конституции, является право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных детских садах.
Отказать ребенку в приеме в детский сад могут только из-за отсутствия в нем свободных мест. Отказ по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории данного населенного пункта или отсутствия прививок является незаконным.
За незаконный отказ в приеме в детский сад предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ; ч. 4 ст. 67 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ).
Ниже мы рассмотрим порядок действий родителей в случае, если ребенка необоснованно не принимают в детский сад.
Обращение за разъяснениями
Для того чтобы иметь возможность пожаловаться на детский сад, где отказано в приеме ребенка, необходимо заручиться подтверждением как факта обращения, так и факта отказа.
Для этого необходимо составить на имя руководителя детского сада (заведующего) письменное заявление с просьбой пояснить причину отказа. В заявлении необходимо будет указать:
- наименование детского сада, отказавшего в приеме ребенка;
- ФИО родителя, обращавшегося с направлением в детский сад;
- ФИО ребенка;
- дату обращения;
- просьбу дать письменные разъяснения о причине отказа;
- дату составления заявления и подпись.
Подать заявление можно лично или направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если вы подаете заявление лично, рекомендуем составить его в двух экземплярах: один экземпляр передайте в детский сад, а на втором попросите поставить отметку с датой прием заявления.
В течение 30 дней руководство детского сада обязано рассмотреть ваше заявление и дать письменные разъяснения. Имея их на руках, можно составлять жалобу.
Жалоба в отдел образования
В г. Москве уполномоченным государственным органом в сфере образования является Департамент образования г. Москвы (п. п. 1, 4.13 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП).
В регионах следует обращаться в отдел (управления) образования населенного пункта, где находится детский сад.
Жалоба составляется в письменной форме. В ней нужно указать следующие данные:
- наименование государственного органа (Департамент образования, районный или городской отдел образования);
- свои ФИО;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- краткое описание ситуации и суть жалобы (неправомерный отказ в приеме ребенка в детский сад);
- список приложений — потребуется приложить копию обращения в детский сад и отказа руководства детского сада;
- дату и подпись.
Не рассматриваются анонимные жалобы, а также жалобы, содержащие оскорбления, унижающие честь и достоинство других лиц.
Подать жалобу можно лично или направив ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, жалобу можно направить в форме электронного документа (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
Если вы подаете жалобу лично, рекомендуем составить ее в двух экземплярах с тем, чтобы на втором экземпляре работник канцелярии органа, принявшего жалобу, поставил штамп с датой ее приема и расписался. Обязательно сохраните второй экземпляр жалобы с отметкой о вручении (талон о принятии) или почтовое уведомление.
Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня ее регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Результатами рассмотрения жалобы могут стать:
- предоставление места в детском саду, который изначально отказал в приеме, либо в другом детском саду, если в том нет мест;
- предоставление денежной компенсации в случае отсутствия мест в детском саду и возможности зачислить ребенка в другой детский сад.
Если отдел образования не удовлетворил вашу жалобу, и вы считаете, что отказ в ее удовлетворении неправомерен, вы можете обратиться в надзорные органы:
- в Рособрнадзор;
- в Минобразования региона;
- в Роспотребнадзор;
- в прокуратуру.
Но можно и пойти сразу в суд.
Жалоба в прокуратуру
Вы вправе обратиться в органы Прокуратуры РФ с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением ваших прав и прав ребенка. Есть смысл сразу же обращаться в прокуратуру, если имели серьезные нарушения закона, например, заведующий детским садом потребовал у вас взятку.
Более подробно об особенностях составления жалобы в прокуратуру можно узнать в соответствующем материале нашего сайта.
Обращение в суд
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ дела о признании недействительным решения органа власти об отказе в предоставлении ребенку места в детском саду и возложении обязанности по предоставлению ему места в детском саду подлежат рассмотрению в исковом порядке. С учетом этого иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 28 ГПК РФ; Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 7-ВС-7105/15).
Административное исковое заявление подается в течение трех месяцев с момента, как вам стало известно об отказе в приеме ребенка в детский сад.
В исковом заявлении необходимо указать, в том числе в чем заключается нарушение ваших прав, требования и обстоятельства, на которых эти требования основаны (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
К исковому заявлению прилагаются, в частности, следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, копии этих документов для лиц, участвующих в деле, если копии у них отсутствуют;
- документы, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора — жалобу в уполномоченный орган в сфере образования с отметкой о вручении (талоном о принятии) или почтовым уведомлением и отказ в ее удовлетворении;
- копии искового заявления в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле;
- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя, если иск предъявляется представителем;
- документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 300 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.18, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).
Как получить место в детском саду? Узнать →