Согласно ч. 6 ст. 35 Закона N 326-ФЗ медицинская помощь во время беременности, а также родового и послеродового периода входит в базовую программу ОМС.
Это означает, что женщина имеет право встать на учет по беременности и родам в медицинскую организацию по своему выбору независимо от регистрации по месту жительства (пребывания) или фактического места жительства. О том, как и куда можно встать на учет по беременности, более подробно мы поговорим ниже.
Выбор медицинской организации
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 323-ФЗ выбрать медицинскую организацию для постановки на учет и конкретных врачей для ведения беременности и родов можно не чаще чем один раз в год. Исключением является переезд на новое место жительства или изменение места пребывания. При этом при выборе врача учитывается его согласие.
При выборе врача и медицинской организации женщине должна быть в доступной форме предоставлена информация о самой организации, видах медицинской помощи, которая оказывается в организации, а также о квалификации и уровне образования врачей (ч. 7 ст. 21 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Закона N 326-ФЗ все медицинские организации в сфере ОМС вносятся в специальный медицинский реестр, который размещен на официальном сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования и находится в свободном доступе.
Выбрав в соответствующем поле регион, можно увидеть список медорганизаций, а также основные данные о каждой организации: ФИО руководителя, контактные данные, номер и срок действия лицензии.
При выборе частной медицинской организации для постановки на учет и последующего ведения беременности необходимо проверить наличие у нее лицензии на выдачу обменной карты, в которой фиксируются все данные о течении беременности, родового сертификата и больничных листов по беременности и родам.
Если коммерческая медицинская организация не имеет права выдавать родовой сертификат, то за его получением придется обращаться в государственную консультацию. Обменная карта потребуется при поступлении в роддом.
Порядок постановки на учет по беременности и родам
Для постановки на учет женщине потребуется обратиться в медицинскую организацию и предоставить следующие документы:
- письменное заявление о постановке на учет в связи с беременностью;
- паспорт;
- полис ОМС (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н);
- документ, подтверждающий временную регистрацию при постановке на учет по месту пребывания. Если регистрация отсутствует, то можно представить договор аренды квартиры.
В заявлении о постановке на учет потребуется указать:
- наименование и фактический адрес медицинской организации, куда адресуется заявление, ФИО руководителя медицинской организации,;
- паспортные данные желающей встать на учет женщины, включая адрес фактического проживания;
- контактные данные;
- данные полиса ОМС (номер, название организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование);
- дату составления заявления.
Если вы встали на учет в медицинской организации в первые 12 недель беременности и имеете право на получение пособия по беременности и родам, то вам полагается единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности (ст. ст. 6, 9 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
О том, как оформить пособие, вы можете прочитать в соответствующем материале нашего сайта.
Если нет полиса ОМС
Отсутствие полиса обязательного медицинского страхования не является препятствием к постановке на учет по беременности. О том, как оформить полис ОМС, можно узнать в соответствующем материале нашего сайта.