Аффилированные организации. Регламентация, контроль, извещения

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Проверка юридических лиц на аффилированность, то есть на наличие неких связей, дающих возможность заключения фиктивных договоров с целью сокрытия доходов или ухода от налогообложения, является одной из форм государственного контроля.

Проверки на аффилированность осуществляются налоговыми, правоохранительными и иными органами. Одним из методов проверки являются добровольные сообщения юридических лиц о своих связях и зависимостях от других субъектов предпринимательской деятельности. Оформляются эти сообщения в виде письма об аффилированности организаций.

Правовая регламентация

Под аффилированностью закон понимает такие взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности, при которых одно юридическое лицо способно в любой форме влиять на экономическую деятельность другого юридического лица.

В качестве классических примеров аффилированности можно привести:

  • наличие между владельцами либо учредителями юридических лиц родственных связей, что может способствовать некой преференциальности при заключении договоров или выборе делового партнера;
  • наличие между субъектами предпринимательской деятельности ранее установившихся связей, при которых один субъект получил возможность влиять на решение другого субъекта;
  • наличие связей между руководителями или владельцами юридических лиц, в силу которых один из владельцев является соучредителем другого юридического лица, либо владеет акциями (более 20%) другого юридического лица и т.д.;
  • наличие холдинговых взаимоотношений между юридическими лицами, либо вхождение независимых юридических лиц в одну финансово-промышленную группу.

Контролирующие органы

Надзор за аффилированностью юридических лиц ведут:

  • налоговая служба;
  • правоохранительные органы;
  • ФАС;
  • коммерческие и государственные банки;
  • арбитражные управляющие (по делам о банкротствах юридических лиц;
  • кредитные структуры.

Так, к примеру, ФАС контролирует аффилированные компании с целью:

  • недопущения демпинга цен;
  • недопущения повышения цен по сговору между аффилированными предприятиями;
  • недопущения недобросовестной конкуренции;
  • недопущения создания монополий;
  • недопущения умышленной блокады рынка аффилированными компаниями и т.д.

Основания направления письма

По собственной инициативе юридическое лицо может направлять письма об аффилированности своим контрагентам, например, с целью убедить потенциального контрагента в отсутствии каких-либо условий, по которым договор мог бы быть расценен, как заключенный под чьим-то влиянием или давлением.

В обязательном порядке юридические лица направляют письма об аффилированности по запросам контролирующих органов.

Составление письма

Письмо об аффилированности, направляемое по собственной инициативе, составляется в свободной форме с соблюдением основных принципов деловой переписки.

Те же письма, но составляемые по запросу контролирующих органов, оформляются в зависимости от формы запроса. Дело в том, что многие контролирующие органы, в частности ФНС и банковские структуры, направляют запросы в виде специальных бланков, которые юридические лица должны заполнить.

В любом случае, письмо об аффилированности должно содержать в себе:

  • наименование структуры (государственной или коммерческой, в которую направляется письмо;
  • сведения о запросе, если письмо является ответом на запрос. Необходимо указать номер запроса и дату его отправления;
  • наименование юридического лица, направляющего письмо;
  • дата отправки письма и его исходящий номер;
  • наименование письма. Варианты множественны. Это может быть и «Рапорт об аффилированности», и «Извещение об отсутствии аффилированности» и т.д.;
  • текст, в котором дается ответ на вопрос об аффилированности. Например, «на ваш запрос сообщаем, что ООО «Гладиолус» не имеет никаких связей с другими субъектами предпринимательской деятельности, которые могли бы повлиять на принимаемые ООО «Гладиолус» решения». Если же аффилированные лица есть, например, при вхождении в холдинг или группу, то должны быть указаны типы связей и поименовано каждое аффицлированное лицо;
  • информация о том, что наличие аффилированности не нарушает антимонопольного или налогового законодательства РФ;
  • подпись руководителя и, при необходимости, главного бухгалтера.

Составляется письмо либо на чистом листе бумаги, либо на бланке предприятия, если такой бланк разработан и используется.

Если юридическое лицо использует гербовую печать, то следует проставить ее оттиск в письме.

Срок хранения письма составляет пять лет.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии