Проверка юридических лиц на аффилированность, то есть на наличие неких связей, дающих возможность заключения фиктивных договоров с целью сокрытия доходов или ухода от налогообложения, является одной из форм государственного контроля.
Проверки на аффилированность осуществляются налоговыми, правоохранительными и иными органами. Одним из методов проверки являются добровольные сообщения юридических лиц о своих связях и зависимостях от других субъектов предпринимательской деятельности. Оформляются эти сообщения в виде письма об аффилированности организаций.
Правовая регламентация
Под аффилированностью закон понимает такие взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности, при которых одно юридическое лицо способно в любой форме влиять на экономическую деятельность другого юридического лица.
В качестве классических примеров аффилированности можно привести:
- наличие между владельцами либо учредителями юридических лиц родственных связей, что может способствовать некой преференциальности при заключении договоров или выборе делового партнера;
- наличие между субъектами предпринимательской деятельности ранее установившихся связей, при которых один субъект получил возможность влиять на решение другого субъекта;
- наличие связей между руководителями или владельцами юридических лиц, в силу которых один из владельцев является соучредителем другого юридического лица, либо владеет акциями (более 20%) другого юридического лица и т.д.;
- наличие холдинговых взаимоотношений между юридическими лицами, либо вхождение независимых юридических лиц в одну финансово-промышленную группу.
Контролирующие органы
Надзор за аффилированностью юридических лиц ведут:
- налоговая служба;
- правоохранительные органы;
- ФАС;
- коммерческие и государственные банки;
- арбитражные управляющие (по делам о банкротствах юридических лиц;
- кредитные структуры.
Так, к примеру, ФАС контролирует аффилированные компании с целью:
- недопущения демпинга цен;
- недопущения повышения цен по сговору между аффилированными предприятиями;
- недопущения недобросовестной конкуренции;
- недопущения создания монополий;
- недопущения умышленной блокады рынка аффилированными компаниями и т.д.
Основания направления письма
По собственной инициативе юридическое лицо может направлять письма об аффилированности своим контрагентам, например, с целью убедить потенциального контрагента в отсутствии каких-либо условий, по которым договор мог бы быть расценен, как заключенный под чьим-то влиянием или давлением.
В обязательном порядке юридические лица направляют письма об аффилированности по запросам контролирующих органов.
Составление письма
Письмо об аффилированности, направляемое по собственной инициативе, составляется в свободной форме с соблюдением основных принципов деловой переписки.
Те же письма, но составляемые по запросу контролирующих органов, оформляются в зависимости от формы запроса. Дело в том, что многие контролирующие органы, в частности ФНС и банковские структуры, направляют запросы в виде специальных бланков, которые юридические лица должны заполнить.
В любом случае, письмо об аффилированности должно содержать в себе:
- наименование структуры (государственной или коммерческой, в которую направляется письмо;
- сведения о запросе, если письмо является ответом на запрос. Необходимо указать номер запроса и дату его отправления;
- наименование юридического лица, направляющего письмо;
- дата отправки письма и его исходящий номер;
- наименование письма. Варианты множественны. Это может быть и «Рапорт об аффилированности», и «Извещение об отсутствии аффилированности» и т.д.;
- текст, в котором дается ответ на вопрос об аффилированности. Например, «на ваш запрос сообщаем, что ООО «Гладиолус» не имеет никаких связей с другими субъектами предпринимательской деятельности, которые могли бы повлиять на принимаемые ООО «Гладиолус» решения». Если же аффилированные лица есть, например, при вхождении в холдинг или группу, то должны быть указаны типы связей и поименовано каждое аффицлированное лицо;
- информация о том, что наличие аффилированности не нарушает антимонопольного или налогового законодательства РФ;
- подпись руководителя и, при необходимости, главного бухгалтера.
Составляется письмо либо на чистом листе бумаги, либо на бланке предприятия, если такой бланк разработан и используется.
Если юридическое лицо использует гербовую печать, то следует проставить ее оттиск в письме.
Срок хранения письма составляет пять лет.