Как обжаловать действия налоговой инспекции

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Жалоба на налоговую инспекцию может быть подана налогоплательщиком в различные органы, начиная от собственно налоговой службы по месту жительства и заканчивая судебной инстанцией. Порядок и сроки подачи жалобы регламентируются ГК, ГПК РФ, а также ст. 139 НК РФ.

Свободный выбор

Законодательство не устанавливает ступенчатой процедуры обжалования действий налогового органа. Это значит, что налогоплательщик волен сам выбрать, куда именно ему удобнее обратиться с жалобой. Как правило, процедура обжалования начинается с руководителя налогового органа, вынесшего решение, не устраивающее налогоплательщика. Первичное обращение в низовую структуру – это всего лишь выбор налогоплательщика. Однако он открывает более широкий спектр возможностей.

Так, автор жалобы в случае, если ответ руководителя местного отделения ФНС не удовлетворит его, может продолжить процесс обжалования, обратившись:

  • в вышестоящий налоговый орган;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

Последняя из перечисленных инстанций наиболее предпочтительна, а в случае, если на руках у налогоплательщика имеется негативный ответ местного налогового органа на жалобы, дает две возможности обращения в суд:

  • посредством жалобы на действия должностного лица;
  • посредством заявления о признании акта ФНС незаконным, то есть в порядке административного производства.

Основания для жалобы

Доводы жалобы могут касаться любого аспекта деятельности ФНС в отношении конкретного налогоплательщика, например:

  • в случае отказа в предоставлении сведений о проведении налоговых процедур;
  • в случае отказа предоставить сведения по методике налоговых расчетов;
  • в случае неверного, с точки зрения налогоплательщика, расчета налога и т.д.

Срок обжалования действий или акта ФНС составляет один год с того момента, как налогоплательщик узнал о предполагаемом нарушении его прав.

Выбор инстанции

Выше уже говорилось, что низшим звеном обжалования является сам орган, вынесший оспариваемое решение или совершивший оспариваемое действие или бездействие.

Вторым звеном является вышестоящий налоговый орган. Поскольку налоговая система РФ является иерархической, то правом рассмотрения жалоб обладает каждая структура ФНС, расположенная по иерархической лестнице выше, чем та, действия которой оспариваются.

Считается, что жалоба, даже адресованная вышестоящей инстанции, должна быть подана в первичный орган ФНС. Это не так, поскольку в данном случае обрушился бы весь порядок свободного обращения граждан за защитой своих прав. Так что жалобу можно отправлять в тот орган, который выберет автор жалобы.

Форма и структура жалобы

Жалобы на действия должностных лиц и заявления об оспаривании решения налогового органа адресуются судебным инстанциям, а потому составляются по правилам, установленным ГПК для исковых заявлений.

Заявления в суд строго регламентированы, а потому лучше доверить их составление специалистам. Физическим лицам следует обращаться в суды общей юрисдикции, а юридическим – в арбитражные суды.

Жалобы в прокуратуру на действия сотрудников ФНС подаются без ограничений тематики. Однако в большей степени органам прокуратуры подведомственны жалобы и заявления, касающиеся злоупотреблений, допущенных сотрудниками ФНС.

Жалобы, направляемые в ФНС по иерархической лестнице или в прокуратуру, составляются в произвольной форме, поскольку ни один законодательный акт не регламентирует их структуру и содержание.

В соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения заявлений граждан» любая жалоба или заявление, направляемое в государственные органы, должно соответствовать следующим требованиям:

  • не содержать в себе угроз, оскорблений и ненормативной лексики;
  • быть читаемым;
  • быть внятным.

Как видно из этих правил, они касаются исключительно вопросов пристойности и доходчивости текстов. В остальных вопросах составитель жалобы должен руководствоваться здравым смыслом и примерно следовать следующей структуре:

  • наименование органа, в который жалоба направляется;
  • ФИО (наименование для юридических лиц) заявителя, его адрес и контактные данные;
  • наименование органа, действия или решения которого обжалуются;
  • описание события или решения, которые обжалует заявитель;
  • описание оснований, на которых базируется жалоба.

Способы подачи

Существует три общепринятых способа направления жалоб: лично, посредством почтового отправления или онлайн посредством сайта Федеральной налоговой службы или портала «Госуслуги».

В суд заявления могут быть поданы или лично, в том числе через представителя, или почтовым отправлением. Онлайн-подача для судебных органов не предусмотрена.

Передавая жалобу в ФНС, нелишним будет озаботиться получением подтверждения о том, что жалоба была вручена. Для этого изначально рекомендуется обратиться в канцелярию налогового органа с двумя экземплярами жалобы. Один экземпляр нужно отдать в канцелярию, а на втором попросить расписаться и проставить штамп о получении.

Возражения на акт налоговых органов

Существует еще один способ заявить о своем несогласии с решением налоговиков – подача возражений на акт налоговой проверки или на расчеты. Подаются возражения в течение 15 дней с момента вынесения акта в тот налоговый орган, чей акт оспаривается.

По доводам возражений проводится проверка и заявителю направляется мотивированный ответ. Результаты проверки могут быть обжалованы в вышестоящую налоговую структуру в порядке апелляционного прошения.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии