Как отбиться от коммунальных коллекторов

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Коммунальная сфера в 2020 году оказалась одной их наиболее пострадавших от экономических последствий коронавирусной эпидемии — и в том числе из-за моратория на начисление неустойки по долгам за ЖКХ, который вызвал среди поставщиков услуг волну недовольства и просьб отменить мораторий как можно скорее.

Но, несмотря на то, что мораторий по-прежнему остается в силе и будет действовать до конца года, количество должников по оплате коммуналки не только не снижается, но и растет. Виной этому, в том числе, и Минстрой, запретивший принимать показания счетчиков, срок поверки которых истек в апреле (письмо от 01.09.2020 года № 34716-ОЛ/04). Чем руководствовалось ведомство, давая такие разъяснения в сентябре, когда население только-только оправилось от первой волны коронавируса, непонятно. Зато понятно, что собственники жилья, в силу разных, в том числе и «коронавирусных» причин не сумевшие или не успевшие поверить счетчики, теперь платят квартплату с повышающими коэффициентами.

Или не платят, пополняя ряды должников.

И вот в октябре Минстрой «порадовал» потребителей услуг очередным письмом (№41140-ОЛ/04 от 14.10.2020 года), в котором разрешил коммунальщикам привлекать к взысканию долгов с потребителей услуг третьих лиц при условии заключения с ними агентского договора, по сути — привлекать коллекторов, хоть взыскание коммунальных долгов с помощью коллекторов в России запрещено.

Однако если есть разрешение Минстроя на «агента», то ничто не может запретить поставщику услуг заключить агентский договор с организацией или лицом, которое коллектором не является, но фактически будет выполнять его роль.

Как действовать, если «агент» начинает тревожить ваш покой, и можно ли защититься от «черных» коллекторов?

Действуем по закону

Несмотря на то, что «черные» коллекторы ни НАПКА, ни судебным приставам не подчиняются, на них все-таки можно воздействовать.

  1. Для начала — попросите «агента» представить доказательства того, что именно его ваша управляющая компания наняла для взыскания долга. Не исключено, что с вами работает мошенник, и деньги он «выбивает» исключительно для себя. В качестве доказательства может быть представлен договор на оказание агентских услуг, в котором сторонами выступают поставщик услуг и агент. Кроме того, не лишним будет уточнить сведения об агенте непосредственно в УК.
  2. Уточните сумму долга. Возможно, УК «забыла» о моратории и вдруг начислила вам пеню. Обратитесь в управляющую компанию и попросите перерасчитать сумму.
  3. Напишите жалобу на агента в управляющую компанию или в жилищную инспекцию. Если агент звонит вам в ночное время, тревожит визитами утром или поздно вечером — это уже повод для жалобы. Жилинспекция контролирует работу УК, а ответственность за действия агента несет именно управляющая компания.
  4. Обратитесь в полицию. Если агент угрожает вам по телефону или лично, присылает СМС с угрозами — это уже преступление, и обращаться следует в правоохранительные органы.
  5. Обратитесь в суд. Ночные звонки на личный телефон, как и визиты, нанесенные без предварительного согласования, могут стать основанием для выплаты компенсации за моральный вред. О том, как составить и подать такое исковое заявление, можно прочитать по ссылке.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии