Как попасть в детский сад и получить компенсацию за его оплату

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Часть 2 статьи 43 Конституции РФ способна повергнуть в смятение любого, кто столкнулся с проблемой устройства ребенка в детский сад.

Из статьи ясно, что любой недавно родившийся гражданин РФ уже имеет право на бесплатное обучение в детском саду. При этом каждый родитель знает, что за посещение ребенком «Аленушки» или «Березки» надо платить и более того, за место в них надо бороться.

Право на место в детском саду

В случае с детсадами имеет место так называемый конфликт статусов. Садики, в первую очередь, это дошкольное образовательное учреждение. Во вторую – учреждение опекунского типа, где малыш проводит большую часть дня, питается, спит и играет. Обе функции детских садов совмещены.

В силу данного конфликта статусов законодательство спотыкается о реальные обстоятельства, ибо невозможно беспроблемно обеспечить бесплатным питанием, уходом, кровом и присмотром огромное количество детей. Помимо всего прочего, детские сады требуют еще и колоссальное количество сотрудников, не связанных непосредственно с процессом образования. Это нянечки, медсестры, повара, уборщики, охранники и т.д.

Исходя из этого, Государство и граждане пришли к некоему компромиссу. Государство частично компенсирует родителям затраты на содержание детей в ДДУ и оставляет их руководителям право отказа в предоставлении мест, а родители безропотно ждут, когда подойдет их очередь на определение детей в садик.

Поэтому не стоит вооружаться Конституцией и идти на штурм местных органов управления. Место в садике положено каждому ребенку, но мест нет.

Нормативное регулирование

Зачисление малышей в детские сады регламентируется приказом Минобразования №293 от 08.04.2014 года.

Этим же приказом определен и возрастной диапазон детей, имеющих право на получение места в детском саду. Возраст определен в диапазоне от 3 до 7 лет. Однако реалии таковы, что устраиваются в садики не более 50 процентов малышей.

Льготная и общая очереди на получение места в ДДУ

Заявление на устройство малыша в садик предоставляется в комиссию по укомплектованию детского сада. Его можно подать и в электронной форме, но лучше сделать это сразу лично, так как комиссия требует подтверждения копий документов их оригиналами.

Заявление будет внесено в единый реестр с присвоением уникального электронного кода. Не имеющие льгот будут включены в общую очередь, а имеющие привилегии – в льготную.

Отнесение очередника к льготникам производится на следующих основаниях:

  • когда ребенок имеет официально удостоверенную инвалидность;
  • когда ребенок – сирота, и находится под опекунством;
  • когда ребенок происходит из многодетной семьи;
  • когда родители ребенка являются инвалидами.

Также на льготные места для детей в детских садах имеют право сотрудники судов, прокуратуры, полиции, военнослужащие и чернобыльцы.

Законодательство РФ исключает возможность сужения категорий льготников, оставляя за субъектами федерации право расширения их списка.

Так, на региональных уровнях, право на льготное получение места также закреплено за матерями-одиночками, родителями-студентами, за беженцами и другими категориями граждан.

Государственные и муниципальные компенсации

Закон РФ «Об образовании» регулирует все вопросы компенсационных выплат. По сути, эти компенсации относятся к категории социальных пособий, призванных возместить гражданам РФ определенный процент суммы, затраченной на оплату пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении.

При этом закон «Об образовании», определяя процент компенсации, оставляет за регионами и субъектами федерации право модифицировать компенсации, но лишь в сторону их увеличения. При этом процент, гарантированный Законом «Об образовании», будет выплачиваться из государственного бюджета, а суммы, определяемые на местах – соответственно из местного бюджета регионов и муниципалитетов.

Естественно, напрашивается вопрос, предусмотрены ли компенсации для семей, которые не могут получить место в детском саду и вынуждены тратить крупные суммы на нянь либо частные детские сады.

Компенсирование расходов на частный детский сад

Компенсация родительской платы за частный детский сад производится не из расчета реально затраченной суммы, а из определенной государством средней суммы стоимости подобных услуг, предоставляемых государственными детскими садами. То есть компенсация за пользование частным детским садом не будет превышать компенсацию, которая была бы установлена, если бы ребенок посещал государственное дошкольное образовательное учреждение.

Компенсирование расходов в связи с непредоставлением места в детском саду

Было бы логичным предположить, что подобная компенсация должна иметь место, поскольку государство не выполняет своих обязанностей, возложенных на него Конституцией РФ. Закон «Об образовании» относит эту категорию выплат на усмотрение местным органам управления. А те, в свою очередь, не спешат внести эту графу расходов в свои бюджеты.

Тем не менее, возможность получения подобных компенсаций есть, но не во всех регионах и муниципалитетах. К примеру, в московском бюджете такие выплаты не предусмотрены.

В Красноярске в настоящее время ежемесячная сумма компенсации за неиспользуемое право посещения детского сада по причине отсутствия мест составляет 6000 рублей, в Кирове – 2500 рублей, в Томске – 4000 рублей, в Перми – 5000 рублей, в Самаре до 4500 рублей в зависимости от количества детей одной семьи, посещающих одновременно детские сады.

Муниципальные компенсации по Москве и Санкт-Петербургу

Постановлением 590-ПП от 27.07.2010 года Правительство Москвы постановило, что компенсация родительской оплаты составляет:

  • 20% от суммы платы за одного ребенка;
  • 50% от суммы платы за двух детей;
  • 70% от суммы платы за нахождение в садике 3 и более детей.

Как бы цинично это ни звучало, но таким образом правительство Москвы как бы определило оптимальное количество детей в семье и их возрастной диапазон для минимальной платы за пользование садиком.

По сравнению с Москвой Санкт-Петербург несколько расширил компенсационный список. В соответствии с постановлением Городского Совета Санкт-Петербурга №247-38 установлены следующие размеры компенсаций:

  • 20% за ребенка из неполной семьи, со средним доходом на члена семьи в два раза большим, чем прожиточный минимум по Санкт-Петербургу;
  • 20% за одного ребенка;
  • 40% за ребенка из неполной семьи, если подушный доход на каждого члена семьи меньше двукратного прожиточного минимума по Санкт-Петербургу;
  • 50% за одного ребенка, один из родителей которого – инвалид 1 или 2 группы;
  • 50% за второго ребенка;
  • 70% за третьего и последующих детей, одновременно посещающих детский сад;
  • 70% при условии подушного среднего дохода на каждого члена семьи ниже уровня прожиточного минимума по Санкт-Петербургу.

Оформление компенсаций через госуслуги

С 2016 года электронный портал госуслуг сделал возможной функцию онлайн-подачи заявлений на компенсацию как основных, так и дополнительных расходов по родительским платам.

Подача заявлений возможна после регистрации в ЕСИА, то есть единой системе идентификации и авторизации.

Производится подача заявления путем выбора в личном кабинете вкладки «Услуги подачи заявления в социальную защиту». Далее надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов:

  • «Заявление на основную компенсацию части родительской платы»;
  • «Заявление на дополнительную компенсацию».

Онлайн-заявка делает ненужным стояние в очередях в органах социальной защиты.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии