Как правильно ввести на предприятии масочный режим

Ведущий рубрики
Андрей Леру
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Слово юристу»

Коронавирусная инфекция относится к числу заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Эта ее особенность стала причиной введения государством мер безопасности, призванных снизить число заражений и, соответственно, внесла коррективы в работу почти каждой организации.

Ужесточение санитарно-эпидемиологических требований к организации работы персонала повлекло за собой обязанность многих работодателей обеспечить персонал и посетителей средствами индивидуальной защиты, и, соответственно, обязанность персонала и клиентов эти самые средства защиты носить. Как правильно ввести в организации масочный режим и какие обязанности и права это порождает? Расскажем.

Правовая основа

Введение масочного режима в организации осуществляется посредством издания руководителем соответствующего приказа. При разработке любого нормативного локального акта (и приказов в том числе) работодатель должен опираться на нормативные акты более высокого уровня: ведомственные, отраслевые приказы, акты, принятые на уровне регионов, федеральные законы.

В связи с пандемией коронавируса во многих субъектах Федерации введено чрезвычайное положение, и в соответствующем документе (постановлении региональных властей), как правило, прямо прописана обязанность определенных категорий работодателей устанавливать масочный режим. Это постановление и ложится в основу приказа, который издается конкретной организацией.

Отметим, что действие любого локального нормативного акта организации распространяется только на работников организации.

То есть, например, обязать посетителей носить маску магазин не может. Но Роспотребнадзор в своем разъяснении «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования» от 20 мая 2020 года наделяет тот же магазин правом отказать покупателю в обслуживании, если на нем не будет маски (при условии, что в регионе введена обязанность соблюдения масочного режима).

За чей счет покупаются маски

Один из самых спорных вопросов касается приобретения масок. Никакого федерального или иного закона, прямо разъясняющего порядок приобретения масок для персонала, нет.

Маска является средством индивидуальной защиты, и в статье 212 ТК РФ оговаривается обязанность работодателя приобретать средства защиты для работников за свой счет, однако эта обязанность распространяется только на сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с биологическим, химическим и иным загрязнением.

Таким образом, работодатель не обязан закупать маски, однако если на предприятии вводится масочный режим, ему это, очевидно, делать придется.

Как составить приказ

Приказ в организации выполняет две важных функции:

  1. Он доводит информацию до сведения работников.
  2. Он фиксирует исполнение указания вышестоящего органа работодателем.

Приказ составляется по правилам, принятым в конкретной организации. В нем указываются:

  • реквизиты нормативного акта (постановления), которым масочный режим введен на уровне региона;
  • дата начала и окончания действия масочного режима;
  • круг лиц, которых затрагивает введение масочного режима;
  • правила ношения масок (носить в течение дня, менять определенное количество раз, утилизировать в специальные урны и т.п.);
  • ответственность за нарушение режима;
  • круг ответственных за исполнение приказа и доведение приказа до сотрудников лиц, а также за материальное обеспечение (маски).

С приказом после его издания должны быть ознакомлены под подпись все сотрудники. Способ ознакомления неважен: это можно сделать с помощью листа ознакомления или журнала ознакомления с приказами. Что делать, если работник отказывается ознакомиться с приказом, мы рассказали в отдельной статье.

Помимо этого, на видном месте (информационный стенд) вывешивается выдержка из приказа — так о том, что в организации введен масочный режим, будут знать и посетители (покупатели). Это необходимо, поскольку действие приказа, хоть и не распространяется на посторонних лиц, но касается их (как в вышеупомянутом примере с магазином) напрямую.

Ответственность

За нарушение масочного режима работники могут быть отстранены от работы и привлечены к дисциплинарной, а равно и к административной ответственности в виде штрафа по статье 6.3 КоАП РФ.

Что же касается работодателей, то за отказ вводить масочный режим они могут быть привлечены к ответственности:

  • по статье 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • по статье 20.6.1 КоАП за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Комментарии