Публикация нового закона – кропотливый процесс, который включает в себя несколько этапов согласования. И далеко не каждая идея успешно проходит эти этапы. До того как инициатива станет законом, она должна быть подана на рассмотрение в законодательный орган РФ, где проходит три этапа чтения. Только после этого закон может быть подписан и начнет действовать.
Кто подает законодательную инициативу
Подать идею для разработки законопроекта может только узкий круг лиц. Среди них:
- Президент;
- Члены Совета Федерации;
- сенаторы;
- депутаты Госдумы;
- члены правительства и представительных органов субъектов РФ;
- представители Верховного и Конституционного Судов РФ.
Такое право конституционно закреплено за данными госслужащими (статья 104 Конституции РФ).
Этап подготовки законопроекта
Пакет документов, сопровождающих законодательную инициативу, включает в себя (статья 105 Регламента ГД);
- текст проекта;
- пояснительную записку;
- перечень нормативно-правовых документов, деятельность которых затрагивает введение данного законопроекта;
- финансово-экономический план, если проект предполагает материальные затраты;
- рецензии и заключение Правительства РФ и Верховного Суда;
- решение представительских органов субъектов РФ.
В некоторых случаях данный список может быть расширен. Это зависит от направленности и содержания законопроекта. К примеру, если закон касается объектов культурного наследия, необходимо согласие на их использование от органов местной власти.
Когда полный пакет документов готов, они вместе с заявлением должны быть направлены на имя председателя Госдумы. Поступая в орган, документы проходят регистрацию в системе электронного документооборота. При этом происходит выдача регистрационного номера. Этот номер сохраняется на протяжении всех этапов принятия инициативы.
После завершения регистрации проект проходит процесс создания электронной карты документа в системе СОЗД (Система обеспечения законодательной деятельности). Карта содержит информацию обо всех изменениях и согласованиях, которые проходит законопроект. В нее вносят следующие данные:
- дату и время принятия пакета документов;
- имена авторов;
- информацию о согласовании проекта в Госдуме и его одобрении.
После этого готовый законопроект направляется Председателем Госдумы в профильный комитет, а затем на изучение Совета Государственной Думы. На каждом из этих шагов документ должен получить согласование. В противном случае он вернется инициатору с отказом. Если этого не произошло, значит, Совет Госдумы принял решение включить его в список законопроектов, которые будут рассмотрены.
В то время как проектная работа ожидает рассмотрения, профильный комитет продолжает работать над ее редактированием. Для этого происходит привлечение экспертов, представителей профессиональных сообществ. Происходит анализ исходного материала и создание предложений по его совершенствованию. По факту этой работы комитет проводит заседание, в ходе которого принимает решение: стоит ли рекомендовать принятие данного законопроекта. Только после этого инициатива переходит на этап пленарных заседаний, где ее изучат депутаты Госдумы. Каждый законопроект проходит три этапа чтения.
Первое чтение законопроекта
Рассмотрение инициативы начинают с изучения ее основных идей, оценки их актуальности и ценности. Шанс представить свой проект предоставляется инициатору. Дополнить его доклад может представитель профильного комитета.
Важно! Положения проекта не должны противоречить содержанию Конституции РФ.
По итогам голосования идея должна набрать определенное количество баллов, чтобы ее одобрили и приняли на этап второго чтения. Если баллов меньше установленной нормы, в дальнейшем рассмотрении законопроекту будет отказано. Принятое решение фиксируется соответственным постановлением Государственной Думы.
Второе чтение законопроекта
После первого чтения проект снова попадает «в руки» ответственного комитета. Цель рабочей группы – продумать и разработать поправки. На втором чтении варианты поправок будут досконально изучены. Для их детального обсуждения комитет создает три вида таблиц:
- с поправками, рекомендованными к принятию (они содержатся в тексте проекта);
- с поправками, рекомендованными к отклонению;
- с поправками, по которым комитет не вынес рекомендаций.
Многие журналисты считают, что второй этап рассмотрения проекта – основной. Именно на данном чтении закон рассматривают наиболее подробно, а после его завершения содержание документа приобретает свой окончательный вид. Перед третьим этапом чтения рабочая группа должна устранить внутренние противоречия и внести поправки, принятые голосованием. При этом создается четкая формулировка статей закона и происходит редакционная работа, на основании которой комитет выносит свое заключение. Затем комитет посылает запрос Совету Госдумы, который содержит в себе прошение о включении документа на рассмотрение в третьем чтении.
Третье чтение законопроекта
На этом этапе документ должен быть готов к принятию. Разрешена лишь незначительная его редакция, правки уже не рассматриваются. Возможность представить законопроект на этот раз предоставляется председателю соответствующего комитета. Он зачитывает свой доклад, после чего по желанию выступить могут представители фракций.
В некоторых случаях проект может быть отправлен на шаг назад – на этап второго чтения. Это происходит в том случае, когда текст проекта требует серьезной доработки. В случае вынесения положительного решения оно оформляется следующими документами:
- соответствующим постановлением Госдумы;
- стенограммой заседаний;
- заключением Правительства и др.
Документ должен быть передан в Совет Федерации для дальнейшего рассмотрения в срок не более 5 рабочих дней.
Принятие и подписание закона
Совет Федерации не обязан одобрять все проекты. Обязательное рассмотрение требуется в случаях, когда закон:
- носит финансовый, федеральный или конституционный характер;
- предполагает внесение поправок в Конституцию РФ;
- предполагает вмешательство в международное сотрудничество и договоры с другими странами;
- касается вопросов войны, границ государства, статуса и защиты страны.
Кроме этого, Совет может изучить и другие документы, которые считает необходимым. Данный этап согласования проходят только наиболее значимые для государства проекты. Если решения от Совета Федерации не получено, проект принимается автоматически и переходит на стадию подписания. Для этого перехода также установлен срок равный пяти рабочим дням.
Подписание закона – это функция Президента РФ. Это последний шаг перед принятием законопроекта, самая важная стадия его рассмотрения. На изучение и подписание документа Президенту дается срок 14 рабочих дней. За это время он может отклонить проект. И тогда документы вновь возвращаются в Государственную Думу для дальнейшего редактирования и устранения замечаний.
Важно! Если документ на этом этапе попал на повторное рассмотрение и был одобрен больше чем двумя третьими голосов депутатов Госдумы, он подлежит обязательному подписанию в течение семи рабочих дней.
Подписанный закон должен быть обнародован. Его публикуют в течение недели. Имеет юридическую силу закон только через 10 дней после его публикации. Тогда он становится полноценным нормативным актом, действующим на территории Российской Федерации.